Найти применение

Уже в первой половине XIX века стали предприниматься попытки использования электрической дуги для осветительных нужд. Электрический свет оставался дорогим, поскольку еще не было дешевого и надежного источника энергии (генератора), и не слишком надежным – угольные электроды довольно быстро сгорали в пламени дуги, а расстояние между ними приходилось поддерживать вручную. Однако важнейшие преимущества электрического света – высокая яркость и белизна – побуждали ученых и инженеров к новым экспериментам.

Первая практически пригодная конструкция дуговой лампы (ДЛ) была создана французским физиком Жаном Бернаром Леоном Фуко (1819–1868) в 1844 году. В России же подлинную революцию в освещении совершил изобретатель Павел Николаевич Яблочков (1847–1894). В 1870-х годах он занялся исследованиями в области электротехники. Результаты работ были блестящими – Яблочков с успехом решил две самые трудные проблемы, тормозившие развитие электрического освещения.

Первая состояла в том, что от одного источника тока удавалось питать только одну дуговую лампу. Особенности работы дуговых источников света (ИС) не позволяли включать их параллельно, а последовательное включение было невозможно из-за необходимости одновременного зажигания ламп. Ученому удалось справиться с проблемой c помощью созданных незадолго до этого индукционных катушек – первых трансформаторов, благодаря которым он сумел гальванически развязать цепь генератора от цепей ламп и обеспечить независимость работы каждой лампы (рис. 1 на с. 66).

Вторая проблема стала очевидной в ходе организации освещения железнодорожного пути Московско-Курской железной дороги в 1874 го ду. Опыт показал, что основной задачей совершенствования источников света должно было стать регулирование зазора между углями. Если угли сгорали и зазор становился слишком велик, лампа гасла. Если же зазор оказывался чересчур маленьким, падала яркость свечения, а дуга становилась нестабильной. Чего только ни придумывали конструкторы: угли сближались часовым механизмом с ходовым винтом, электродвигателем, электромагнитом. Последние конструкции были относительно удачны, что позволило им дожить до середины XX века. Но идея Яблочкова оказалась поистине гениальной и вместе с тем простой – он поместил угли параллельно один другому, разделив их тонкой изолирующей прокладкой из каолина (рис. 2). Теперь угли сгорали одновременно, и свеча горела целый вечер без каких-либо регуляторов и других приспособлений.

В конце XIX века с появлением более удобных в эксплуатации ламп накаливания (ЛН), речь о которых пойдет в следующей статье, интерес к дуговым лампам пошел на убыль. Однако исследователи не остановились на достигнутом, они начали использовать иные формы электрического разряда в газах.

Другое по технологическим наукам

Автомобиль и власть
В каждой стране, большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...