Техника специальных войск

Бронетанковые и механизированные войска зародились в годы Советс-

кой власти. Они развивались в направлении создания крупных танковых и

механизированных соединений, повышения огневой мощи, броневой защиты и

маневренности танков.

В начале 30-х годов на вооружение Красной Армии стали поступать

легкие танки Т-26, танкетки Т-27, плавающие танки Т-37, а затем сред-

ний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. По огневой мощи и броневой защите

средние и тяжелые танки превосходили однотипные образцы бронетанковой

техники иностранных армий (приложение, таблица 2). Между тем, как по-

казал опыт боевого применения танковых частей в Испании (1936-1939

гг.), на р. Халхин-Гол (1939 г.) и в советско-финляндской войне

(1939-1940 гг.), наши легкие танки имели слабую броневую защиту и про-

бивались даже осколками снарядов крупнокалиберной артиллерии противни-

ка. Использование в качестве горючего высококачественного авиационного

бензина делало их легковоспламеняемыми. Малокалиберные танковые пушки

не обеспечивали эффективную борьбу с артиллерией противника.

Наиболее массовым советским танком к началу войны являлся танк БТ

- быстроходный танк. На советских дорогах он мог развивать скорость до

70 км в час, а запас хода был доведен до 700 км. Серийные танки БТ

могли форсировать по дну почти под водой глубокие реки, что и сегодня

могут сделать не все зарубежные образцы. Подвижность, скорость и запас

хода БТ являлись следствием его рациональной, но очень тонкой и легкой

брони. Особенностью БТ являлась и его ходовая часть. БТ по полевым до-

рогам двигался на гусеницах, но, попав на хорошие дороги, мог сбрасы-

вать тяжелые гусеницы и дальше двигаться как автомобиль. В 1939 г.

конструкторским бюро Ж.Я.Котина был создан тяжелый танк КВ. Уже в сен-

тябре первый опытный образец был направлен на Карельский перешеек, где

принял участие в боях с белофинами, показав высокие боевые качества.

Танк КВ был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г. и

запущен в серию в двух вариантах: КВ-1 с 76-мм пушкой и КВ-2 с 152-мм

гаубицей. В начале Великой Отечественной войны танки КВ по огневой мо-

щи и броневой защите в несколько раз превосходили любые немецкие тан-

ки.

О высоких боевых характеристиках танков КВ свидетельствует следу-

ющий пример из опыта битвы под Москвой. В октябре 1941 года немец-

ко-фашистские войска, наступая на Москву, овладели городом Наро-Фо-

минском. С целью освобождения города советские войска предприняли

контратаку, однако она успеха не имела. В этом бою только два танка -

один тяжелый КВ и средний Т-34 прорвались в город. Противник сосредо-

точил по ним огонь противотанковых орудий. Был подбит и подожжен танк

Т-34, но перед броней КВ вражеские снаряды оказались бессильны. На

большой скорости танк прошел по центральной улице города. У одного из

домов командир танка лейтенант Хетагуров заметил скопление вражеских

машин и солдат. Развернув машину, он ударил по дому. Под его развали-

нами были погребены и машины и солдаты. Затем Хетагуров повел танк к

штабу фашистской части и огнем из орудия разрушил его. Та же участь

постигла и вражеские орудия, замаскированные у церкви.

Обратный путь танк прокладывал по шоссе, занятому ротой гитле-

ровских солдат. "Огненный рейс" экипажа Хетагурова, как назвали его в

дивизии, продолжался полтора часа. За это время танк дважды прошел че-

рез город, засек рад огневых точек, уничтожил несколько орудий, шесть

пулеметов и большое количество гитлеровских солдат и офицеров.

В 1940 г. появился средний танк Т-34 конструкции М.И.Кошкина,

А.А.Морозова, Н.А.Кучеренко. Он стал лучшим средним танком второй ми-

ровой войны, на много лет вперед определившим пути развития мирового

танкостроения. Весной 1940 года два танка Т-34 первого выпуска совер-

шили пробег по маршруту Харьков-Москва и 17 марта в Кремле продемонс-

трированы членам советского правительства. Тогда же было подписано

постановление о начале серийного производства этих боевых машин. Соз-

датели этого танка установили на среднем танке длинноствольную 76-мм

танковую пушку с большой начальной скоростью снаряда и специальный ди-

зельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с., который был экономичен, на-

дежен в эксплуатации и позволял развивать скорость до 55 км/час. Широ-

кие гусеницы намного повышали проходимость танка. При сравнительно не-

большом весе (28 т) толщина брони была доведена до 45-52 мм. В сочета-

нии с обтекаемой формой корпуса и оптимальным углом наклона броневых

листов Т-34 был малоуязвим для противотанковых пушек того времени.

Позднее, в 1943 году 76-мм пушка на Т-34 была заменена более мощ-

ной 85-мм, чем были сведены на нет усилия немецких конструкторов, пы-

тавшихся созданием "пантер" и "тигров" ликвидировать огневое превос-

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Системы контроля давления в шинах
Интерес к проблеме контроля давления в шинах в последнее время значительно возрос, и произошло это благодаря тому, что в США вступает в силу требование Национальной администрации по безопасности на транспорте (NHTSA) об обязательном наличии датчиков давления на всех новых автомобилях 2006 модельно ...