Техника специальных войск

Бронетанковые и механизированные войска зародились в годы Советс-

кой власти. Они развивались в направлении создания крупных танковых и

механизированных соединений, повышения огневой мощи, броневой защиты и

маневренности танков.

В начале 30-х годов на вооружение Красной Армии стали поступать

легкие танки Т-26, танкетки Т-27, плавающие танки Т-37, а затем сред-

ний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. По огневой мощи и броневой защите

средние и тяжелые танки превосходили однотипные образцы бронетанковой

техники иностранных армий (приложение, таблица 2). Между тем, как по-

казал опыт боевого применения танковых частей в Испании (1936-1939

гг.), на р. Халхин-Гол (1939 г.) и в советско-финляндской войне

(1939-1940 гг.), наши легкие танки имели слабую броневую защиту и про-

бивались даже осколками снарядов крупнокалиберной артиллерии противни-

ка. Использование в качестве горючего высококачественного авиационного

бензина делало их легковоспламеняемыми. Малокалиберные танковые пушки

не обеспечивали эффективную борьбу с артиллерией противника.

Наиболее массовым советским танком к началу войны являлся танк БТ

- быстроходный танк. На советских дорогах он мог развивать скорость до

70 км в час, а запас хода был доведен до 700 км. Серийные танки БТ

могли форсировать по дну почти под водой глубокие реки, что и сегодня

могут сделать не все зарубежные образцы. Подвижность, скорость и запас

хода БТ являлись следствием его рациональной, но очень тонкой и легкой

брони. Особенностью БТ являлась и его ходовая часть. БТ по полевым до-

рогам двигался на гусеницах, но, попав на хорошие дороги, мог сбрасы-

вать тяжелые гусеницы и дальше двигаться как автомобиль. В 1939 г.

конструкторским бюро Ж.Я.Котина был создан тяжелый танк КВ. Уже в сен-

тябре первый опытный образец был направлен на Карельский перешеек, где

принял участие в боях с белофинами, показав высокие боевые качества.

Танк КВ был принят на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 г. и

запущен в серию в двух вариантах: КВ-1 с 76-мм пушкой и КВ-2 с 152-мм

гаубицей. В начале Великой Отечественной войны танки КВ по огневой мо-

щи и броневой защите в несколько раз превосходили любые немецкие тан-

ки.

О высоких боевых характеристиках танков КВ свидетельствует следу-

ющий пример из опыта битвы под Москвой. В октябре 1941 года немец-

ко-фашистские войска, наступая на Москву, овладели городом Наро-Фо-

минском. С целью освобождения города советские войска предприняли

контратаку, однако она успеха не имела. В этом бою только два танка -

один тяжелый КВ и средний Т-34 прорвались в город. Противник сосредо-

точил по ним огонь противотанковых орудий. Был подбит и подожжен танк

Т-34, но перед броней КВ вражеские снаряды оказались бессильны. На

большой скорости танк прошел по центральной улице города. У одного из

домов командир танка лейтенант Хетагуров заметил скопление вражеских

машин и солдат. Развернув машину, он ударил по дому. Под его развали-

нами были погребены и машины и солдаты. Затем Хетагуров повел танк к

штабу фашистской части и огнем из орудия разрушил его. Та же участь

постигла и вражеские орудия, замаскированные у церкви.

Обратный путь танк прокладывал по шоссе, занятому ротой гитле-

ровских солдат. "Огненный рейс" экипажа Хетагурова, как назвали его в

дивизии, продолжался полтора часа. За это время танк дважды прошел че-

рез город, засек рад огневых точек, уничтожил несколько орудий, шесть

пулеметов и большое количество гитлеровских солдат и офицеров.

В 1940 г. появился средний танк Т-34 конструкции М.И.Кошкина,

А.А.Морозова, Н.А.Кучеренко. Он стал лучшим средним танком второй ми-

ровой войны, на много лет вперед определившим пути развития мирового

танкостроения. Весной 1940 года два танка Т-34 первого выпуска совер-

шили пробег по маршруту Харьков-Москва и 17 марта в Кремле продемонс-

трированы членам советского правительства. Тогда же было подписано

постановление о начале серийного производства этих боевых машин. Соз-

датели этого танка установили на среднем танке длинноствольную 76-мм

танковую пушку с большой начальной скоростью снаряда и специальный ди-

зельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с., который был экономичен, на-

дежен в эксплуатации и позволял развивать скорость до 55 км/час. Широ-

кие гусеницы намного повышали проходимость танка. При сравнительно не-

большом весе (28 т) толщина брони была доведена до 45-52 мм. В сочета-

нии с обтекаемой формой корпуса и оптимальным углом наклона броневых

листов Т-34 был малоуязвим для противотанковых пушек того времени.

Позднее, в 1943 году 76-мм пушка на Т-34 была заменена более мощ-

ной 85-мм, чем были сведены на нет усилия немецких конструкторов, пы-

тавшихся созданием "пантер" и "тигров" ликвидировать огневое превос-

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Создатель уникальной шаболовской радиобашни
Среди образцов отечественного инженерного искусства особое место занимает Шуховская (как ее часто называют) радиобашня на Шаболовке, уже многие десятилетия украшающая архитектурный ансамбль Москвы. Стройное, устремленное ввысь, будто невесомое, металлическое сооружение, высотой более 150 м хор ...