Ток технической мысли

Пока Карл Сименс планомерно электрифицировал Россию, его старший брат столь же планомерно развивал наступление на родине и по всему миру. В 1867 году он подарил миру новый генератор постоянного тока — динамо-машину. С ее помощью компания к концу века наладила выпуск первых электропоездов, городских трамваев и троллейбусов, лифтов, фуникулеров. Кроме того, Siemens & Halske продолжала строительство телеграфных и телефонных линий и электростанций, а также разработала первый в мире проект электрифицированной железной дороги.

В это время началось активное сотрудничество двух технических и предпринимательских гениев — Сименса и Эдисона. Впервые они познакомились в 1881 году на электротехнической выставке в Париже, после чего Сименс занялся внедрением на европейский рынок новаторских изобретений своего заокеанского коллеги, которые многими в Старом Свете воспринимались как чистое шарлатанство. Можно было бы сказать, что от американцев Вернер Сименс «набрался» и столь же революционных идей «социального партнерства работодателя и рабочего» — если бы он не внедрил эти идеи на своих предприятиях уже к концу позапрошлого века (в то время как за океаном они были реализованы лишь в первые десятилетия века двадцатого). На заводах Siemens & Halske были созданы первые фонды поддержки рабочих, пенсионная касса, ставки для медработников, а рабочий день сокращен с девяти до восьми с половиной часов. Итогом всех этих нововведений стало то, что к первым десятилетиям ХХ века, когда Германия также погрузилась в революционный хаос, предприятия Сименсов оставались редкими островками стабильности в океане смуты.

К моменту смерти Вернера Сименса в 1892 году его компания представляла собой концерн с многомиллионным оборотом и тысячами сотрудников и успела обзавестись дочерними предприятиями в десятках стран. После смерти Вернера компанию возглавил Карл Сименс, к тому времени покинувший Россию. В 1897 году с помощью сына Вернера, занявшего пост директора Deutsche Bank, он преобразовал свое дело в акционерное общество с капиталом в 35 млн. марок и начал строить под Берлином своего рода утопический «город будущего» — Сименсштадт. Там вместе с заводами и офисами разместились удобные современные дома для рабочих, а также вся инфраструктура — школы, поликлиники, магазины, объекты «соцкультбыта» и все прочее. Компания могла стать и одним из лидеров немецкого автопрома, выпустив в 1905 году первый автомобиль Protos, но развитию этого направления помешала смерть Карла Сименса в следующем году. Руководство компанией перешло к старшим сыновьям Вернера фон Сименса, а с 1919 года — к его младшему сыну Карлу.

Другое по технологическим наукам

Устройство и классификация метательных машин
С названиями метательных машин в научной литературе царит ужасная неразбериха. На то есть четыре причины: – путаница между греческими, римскими и позднейшими системами классификации; – смешивание названий метательных машин вообще (катапульта) с названиями отдельных видов (скорпион, онагр); ...