Гидравлика против механики

А что же с рабочей тормозной системой? Понятно, что механические приводы, основанные на системе рычагов, тяг и шарниров, -тупиковый путь. Помимо проблем с передачей тормозного усилия на передние (то есть управляемые) колеса, все это было еще и очень громоздко.

Настоящим шедевром чисто механического торможения стала система, появившаяся в 1919 году на Hispano-Suiza H6B: четыре барабанных тормоза приводились посредством хитрой передачи от . двигателя! Причем просто по мановению ноги водителя, к услугам которого была удобная педаль.

Если же сложная и дорогая система отказывала, приходилось тянуть за рычаг: задние барабаны можно было заставить работать при помощи менее изысканного, зато более надежного привода.

А в начале 20-х годов прошлого века миру был представлен Duesenberg с гидравлическим тормозным приводом. Выбор именно гидравлики был обусловлен очевидными преимуществами: жидкость в силу своей ничтожной сжимаемости передает давление во все точки системы. Это обстоятельство, кстати, может сразу дать выигрыш в тормозном усилии даже без применения дополнительных устройств. Например, если педаль тормоза приводит в действие поршень главного цилиндра диаметром, например, 1,25 см, то на поршень тормозного суппорта диаметром, допустим, 2,5 см (это вполне реальные значения) сообщится усилие, равное отношению площадей сечения поршней, — то есть даже не в два, а в четыре раза большее (площадь круга пропорциональна квадрату радиуса). И выигрыш этот дается практически даром лишь за счет увеличения хода педали. Не говоря уже о том, что проложить гидравлические магистрали намного проще, чем систему тяг и рычагов.

И все же «раскачать» гидравлику при помощи одной только ноги довольно сложно. Не верите -спросите пилотов «формульных» классов автогонок, где применение усилителей торможения строго запрещено на всех уровнях, вплоть до «Формулы 1». И будь ты хоть сто раз Шумахером, все равно придется, тормозя, жать педаль с усилием под 100 кг.

К услугам же обычных водителей — вакуумные усилители, использующие разряжение во впускном тракте двигателя в качестве дополнительной прибавки к создаваемому человеком усилию на педали. На некоторых американских автомобилях применялись и гидравлические усилители тормозов — со своим компрессором и гидроаккумулятором.

Даже несмотря на некоторые недостатки — ограниченный диапазон рабочих температур (его старательно расширяют, разрабатывая не густеющие на морозе и устойчивые к закипанию тормозные жидкости) и опасность засорения или протечек в системе, фатально отражающихся на работоспособности (эту опасность минимизируют за счет организации независимых, порой даже дублирующих контуров), альтернатив гидравлике в ближайшее время не предвидится.

Другое по технологическим наукам

Гражданская авиация в период с 1956 года по 1960 год. Начало внедрения реактивной техники
За период с 1945 по 1955 год гражданский воздушный флот СССР достиг значительных успехов. Испытанные и закаленные в тяжелые годы Великой Отечественной войны, вдохновленные исторической победой нашего народа над врагом, советские авиаторы активно включились в работу по восстановлению народного хозя ...