Машины для полета

Согласно достаточно достоверным данным, механики Сиракуз, Родоса и Александрии и т.д. проводили удачные эксперименты по полетам машин тяжелее воздуха. Китайцы, египтяне и некоторые народы древней Америки использовали планеры, и мы знаем, что китайцы и индусы применяли их в военных целях, запуская некоторые типы воздушных змеев с людьми на высоту до 1000 метров.

Однако во тьме Средних веков эти возможности в Средиземноморье были забыты. И должен был придти Леонардо, чтобы они возродились, причем в гораздо большем масштабе, более серьезном и превосходящем наши знания (даже если оставить в стороне «вимана», летающие колесницы, которые древние книги Индии приписывают жителям Атлантиды и которые создавались ими почти миллион лет назад).

В 1503—1506 гг. Леонардо посвятил себя изучению полета и анатомии птиц. Он всегда учился у природы, избегая всякого антропоцентрического фанатизма.

Его работы:

— исследования сочленения крыльев;

— род дельтовидного крыла, способного летать, хотя и недостаточно совершенного;

— вращающиеся крылья, похожие на современные лопасти пропеллера, которые могут, не меняя скорости движения, держаться в воздухе на заданной высоте;

— орнитоптер для вертикального полета;

— аэродинамическая кабина летающей машины для защиты человека, который ею управляет;

— орнитоптер с рулем управления для горизонтального полета;

— платформа для взлета и посадки орнитоптеров (имеющая нечто от современных геликоптеров и автожиров);

— исследования падающих листьев и применение изученного при создании парашютов;

— гидроскоп и анемометр для предупреждения неблагоприятных условий полета;

— инклинометр — форма гироскопа, применяемого при полете;

— различные типы парашютов, способные выдержать вес человека или нескольких человек или каких-то эквивалентных объемов.

Несмотря на то что все эти аппараты были весьма впечатляющими и, хотя бы теоретически, совершенно пригодными для своих целей, почти все они остались неосуществленными, ибо Леонардо натолкнулся на те же трудности, с какими сталкивались инженеры и механики эллинистической и романской эпох: отсутствие мощного и легкого мотора, не устающего при работе. Эта проблема была решена только в начале XX века, с появлением двигателей внутреннего сгорания карбюраторного типа.

Другие машины, изобретенные Леонардо:

— механизм для поддержания постоянной скорости движения;

— подъемная платформа, подобная тем, которые применяются сегодня в лифтах;

— множество типов трансмиссионных передач, некоторые из которых до сих пор остаются непревзойденными; в современных велосипедах используется цепная передача Леонардо;

— множество вариантов зубчатых колес и блоков для подъема грузов;

— модель велосипеда, а также самодвижущаяся повозка с четырьмя колесами, похожая на современный автомобиль;

— промышленные машины, регулируемые качающимися маятникам и гирями, вращающимися с большой скоростью согласно заданным программам;

— пресс с регулирующими механизмами;

— зубчатые колеса с анкером для часов с гирями;

— различные типы стальных рессор; пружины и системы эластичных пружин;

— высокоточные машины для обработки астрономических линз и зеркал;

— коробка переключения скоростей; точный одометр для измерения расстояний;

— домкрат для поднятия больших тяжестей;

— машины для витья канатов; автоматические молоты для ковки, подъемные краны;

— ручные и гидравлические подъемники; подъемники с противовесом;

— параболический циркуль;

— многочисленные исследования «божественной пропорции» и демонстрация невозможности вечного движения;

— текстильные станки;

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Современное состояние в научной и инновационной сфере
Качественно новые социально-экономические и политические условия, сформировавшиеся в результате системных преобразований 90-х годов в России, выявили определенный застой в сфере научной и инновационной деятельности, сложившаяся модель которой не соответствовала требованиям нового рыночного уклада. ...