План ГОЭЛРО – стратегическая программа социально- экономического и научно-технического развития Советского государства

Участвуя в электрификации, руководитель страны одновременно формировал и государственно-правовые основы власти большевиков на перспективу. Так, в борьбе с волокитой в поставках оборудования на Волховстрой Ленин пунктирно обозначил свое видение основ пролетарской юриспруденции, которое впоследствии обернулось колоссальной трагедией для страны и народа. В письме к Наркому юстиции Д. И. Курскому он требовал: "…поставить дело волокитчиков на суд; добиться ошельмования виновных; …подобрать 4-6 случаев "поярче" и сделать из каждого суда п о л и т и ч е с к о е дело; найти 2-3 умных "эксперта" из коммунистов позлее и побойчее, чтобы научиться т р а в и т ь за волокиту" [19, с. 444]. Волокиту в рамках Волховстроя победили и оборудование доставили. Руководитель строительства Г. О. Графтио искренне благодарил Ленина, коммунистов, пролетарскую власть в целом.

Одним из путей к успеху электрификации была, по мнению Ленина, ее пропаганда и популяризация. В письмах к ближайшему окружению он последовательно проводил мысль о необходимости "обучения электричеству каждого рабочего и крестьянина самому главному и архи-архиважному делу сейчас и в будущем". В этих целях он вполне серьезно предлагал разработать свой "мини-план ГОЭЛРО" для каждого дома и подъезда, построить во всех деревнях России маленькие электростанции, на которых все население – от мала до велика – прошло бы азы обучения "энергетическому делу и мастерству", привлечь всех инженеров и физиков страны к чтению лекций и проведению практических занятий с обязательной подготовкой каждым из них определенного количества "первичных образованцев", подготовить и издать научные пособия и популярную литературу для ее изучения "каждым сознательным гражданином".

В начале 1920-х годов в рабочем поселке при ГРЭС "Электропередача" вместо старой, барачного типа школьной постройки была возведена новая просторная, состоявшая из двух корпусов школа. Сооружали ее всем поселком в свободное от работы время. По завершении строительства встал вопрос о профиле школы, методике и предметах обучения. Одни выступали за общеобразовательную ориентацию, другие – за ремесленно-политехническую. После долгих споров командировали трех активистов в Москву для совета с Н. К. Крупской. Во время беседы с "главной учительницей страны" в комнату вошел В. И. Ленин, заинтересовался беседой и активно в нее включился.

"А ведь это идея, научить ребят не бояться пачкать руки! Обязательно надо учить их ремеслу! Непременно! Нам нужны столяры, слесаря. Нужны тотчас, безусловно…",– расхаживая по комнате, жестикулируя и все более возбуждаясь, вслух размышлял Ленин. Остановившись напротив ходоков и буравя их пронзительным взглядом, он отчеканил: "Передайте вашим, что организовав политехническое обучение, они сделают для электрификации страны не меньше, чем те, кто сегодня строит электростанции".

Будучи человеком увлеченным и быстро зажигающимся всем новым, Ленин, следуя своей излюбленной схеме "От частного – к общему", тут же погрузился в раскручивание посетившей его во время беседы идеи о "пропаганде и обучении широких народных масс победоносному делу электрификации". И полетели в адрес Г. М. Кржижановского, Н. П. Горбунова, И. И. Скворцова-Степанова и других многочисленные проекты, письма, обращения, записки.

Перейти на страницу: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Другое по технологическим наукам

Довоенная Москва ХХ века (1920 - 1941 гг.)
...что бы там ни происходило, что бы вы не говорили, Москва -- мать, Москва -- родной город. (М.А. Булгаков, "Сорок сороков".) 14 декабря 1920 года последний раз была опубликована сводка полевого штаба Реввоенсовета: "На фронтах спокойно". Закончилась Гражданская война. ...