Неразлучные

Джеймс Ватт известен как отец промышленной революции. Действительно, усовершенствованный им паровой двигатель — одно из важнейших изобретений в области движения. Однако без Мэтью Боултона Ватт блуждал бы в дебрях истории, блестящий ум без должной и столь необходимой в данном случае практичности. Ватту нужен был партнер, и тогда гениальное изобретение могло стать конкретным продуктом, который просто требовалось вывести на рынок.

Без Джеймса Ватта Мэтью Боултон так и остался бы лишь еще одним очень богатым и почитаемым человеком своего времени, едва ли достойным внимания будущих поколений. Но именно Боултон обратил внимание на Ватта и его хитроумное паровое изобретение, Боултон почти интуитивно угадал потенциал открытия Ватта. Боултон выпустил на свет гений Ватта, и лишь благодаря Боултону оба смогли получить немалую прибыль.

4 июля 1776 года первый американский Континентальный конгресс, собравшийся в Филадельфии, принял Декларацию независимости от Англии и начал переписывать историю глобального богатства и власти. Четырьмя месяцами ранее в Бирмингеме, то есть чуть более чем в ста милях к северо-западу от Лондона, толпа зевак наблюдала первую публичную демонстрацию машины, которая станет, как только будет доведена до ума, «декларацией независимости от бегущей воды». Фабрики больше не будут заложниками засухи или морозов. Промышленные предприятия перестанут строиться только на берегах рек или ручьев. Энергия сама начнет поступать к ним в виде пара. Какую же силу имела эта новая энергия! Даже относительно примитивный паровой насос с учетом мощности, характерной для тех дней, мог делать работу сотни человек.

Машина, которую Джеймс Ватт демонстрировал 8 марта 1776 г., была далеко не первым двигателем, приводимым в движение паром. За сотню лет до того, как Ватт начал мастерить свой механизм, Эдвард Сомерсет построил «атмосферный двигатель» , который помог установить многие из общих принципов паровой энергии. В 1698 г. Томас Сэйвери получил патент на первый практический паровой двигатель, способный поднимать воду, и в течение следующих нескольких десятилетий машина широко использовалась для выкачивания воды из шахт, снабжения водой городов или приведения в движение водяных колес фабрик. Двигатель Сэйвери был вытеснен машиной Томаса Ньюкамена, первым паровым двигателем с поршнем и цилиндром, ставшим в Англии стандартом на большую часть XVIII столетия. Впрочем, двигатели Сэйвери и Ньюкамена имели два существенных недостатка: оба были огромными, размером с четырехэтажный дом, и оба слишком неэффективно использовали тепло. Даже рудничные компании, сами добывавшие уголь, испытывали трудности с поставками угля, необходимого для сжигания в машинах, чтобы держать шахты сухими. Джеймс Ватт решил обе проблемы, не только увеличив мощность парового двигателя, но и расширив сферы его применения, навсегда изменив сам характер производства. Но, чтобы все это случилось, потребовалось определенное стечение обстоятельств.

Другое по технологическим наукам

Провозвестник отечественной электроавтоматики
Имя генерал-лейтенанта Константина Ивановича Константинова как зачинателя отечественной ракетной артиллерии и пиротехники было известно лишь военным специалистам. Однако его выдающиеся изобретения в области электроавтоматики и электроприборостроения долгое время оставались в забвении. И лишь в 195 ...