Перестройка танковой промышленности СССР

Очень многое здесь зависело от инициативы и организаторских способностей руководителей предприятий, которым приходилось выполнять задания Центра в очень тяжелых условиях: связи с поставщиками были нарушены, не хватало рабочей силы и сырья, прежде всего угля и мазута, подводил транспорт, лимиты снабжения электроэнергией были недостаточными. Военный период стал суровым испытанием для директорского состава и одновременно давал возможность проявить себя с лучшей стороны.

Наиболее интересным в этом отношении был пример И.М. Зальцмана.

До войны он возглавлял в Ленинграде Кировский завод, где показал себя способным организатором производства во время освоения танка КВ. После начала эвакуации Кировского завода в Челябинск Зальцман возглавил знаменитый Танкоград. Чтобы быстрее ввести в эксплуатацию станки, их порой устанавливали в недостроенных цехах, даже не заливая их основания бетоном. Уже в 1941 г. Танкоград произвел 844 танка КВ. Зальцман считался специалистом по налаживанию производства танков. Поэтому когда в январе 1942 г. на заводе № 183 сложилась кризисная ситуация, именно Зальцмана назначили его директором. В ходе эвакуации завод потерял много оборудования. После того, как закончился запас деталей, привезенных из Харькова, производство танков прекратилось. Зальцман вспоминал:

"Я выехал в Свердловск, посмотрел, какие из эвакуированных заводов стоят на железнодорожных путях. По моему указанию эшелоны с пригодным для производства танков оборудованием, инженерными и рабочими кадрами в несколько дней были доставлены в Нижний Тагил" [10].

Другой пример - директор завода Е.Э. Рубинчик.

Возглавляя Коломенский паровозостроительный завод, он в сентябре 1941 г. сумел в сжатые сроки наладить там производство корпусов танков Т-60. Этот успех подтолкнул руководство к тому, чтобы доверить заводу самостоятельный выпуск танков. К сожалению, через 5 дней после этого решения пришлось приступить к его эвакуации, но Рубинчик успешно справился и с этой задачей. Хорошо зарекомендовавший себя директор был назначен на пост руководителя одного из ключевых предприятий Наркомата - завода № 112 ("Красное Сормово").

Но были и такие случаи, когда неудачи при переходе к производству танков ломали людям карьеры, а то и жизнь. Такая судьба выпала директору завода № 112 Михалеву (место которого и занял Рубинчик). Из-за недостаточно быстрого освоения в производстве танка Т-34 он был снят с поста директора и отдан под суд. Его главный просчет заключался в попытке компенсировать нехватку ряда деталей путем размещения заказов на них по другим предприятиям. Однако эти поставки были либо сорваны полностью, либо осуществлялись нерегулярно. Ритмичную работу заводу наладить не удавалось. Главный инженер Г.И. Кузьмин практически все свое время вынужден был проводить в разъездах по не выполняющим обязательства заводам-поставщикам [11]. В 1941 г. завод выпустил всего 173 танка. Рубинчик же основные усилия направил на обеспечение максимальной независимости завода от поставщиков. В технологию производства были внесены изменения, позволившие выполнять многие работы на собственном оборудовании. В результате завод начал работать нормально.

Большое значение для роста производства танков имели изменения, вносимые в ходе войны в их конструкцию. Общее руководство этими работами осуществлял главный конструктор НКТП, заместитель наркома Ж.Я. Котин, а главным центром по упрощению конструкции стало КБ завода № 183, которое возглавлял А.А. Морозов. К концу января 1942 г. было отменено использование на танке Т-34 5641 детали 1265 наименований. Благодаря предложениям конструкторов удалось отказаться от 206 изделий, получаемых ранее с других предприятий, что повысило независимость завода № 183 от поставщиков и от работы транспорта. Для скорейшей ликвидации нехватки многих видов материалов, прежде всего качественных сортов стали, была проведена большая работа по поиску их заменителей [12]. В то же время почти не совершенствовались боевые качества танков. Это отражает, с одной стороны, уверенность в высоких качествах слоев продукции, с другой - кризисную ситуацию в снабжении, организации и управлении производством. При этом упрощение конструкции и технологического процесса привело к снижению надежности наших танков. В итоге уже летом 1942 г. низкая техническая надежность советских танков заставила руководство страны и НКТП принимать экстренные меры.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Влияние атомного комплекса на послевоенное развитие СССР
Мне приходилось заниматься многими проблемами Отечественной войны, а также послевоенного развития Советского Союза, в частности, индустриальными и демографическими. Я считал их важнейшими, но когда несколько лет назад в составе Правительственной комиссии по рассекречиванию документов советского ат ...