Генезис советской индустриализации

Индустриализация* или процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и прежде всего в промышленности является одной из важнейших характеристик социально-политического и экономического развития страны. Несмотря на сложившуюся традицию отнесения индустриализации к периоду 1926–1940 гг., в действительности она охватывает значительно более длительный период XIX и XX столетий. Сам вопрос о факте и времени окончания индустриализации дискуссионен и, начиная с девяностых годов XX века, стал предметом полемики ученых (См., например [2]). Если при оценке ее протекания исходить из двух наиболее распространенных подходов – соотношения ручного и механизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве и удельного веса продукции машинного производства в валовом национальном продукте, то вопрос о незавершенности и продолжении индустриализации в настоящее время обретает, как минимум, очевидное право на его изучение.

Процесс индустриализации в нашей стране заключает в себе несколько исторических фаз повышенной активности, из которых наиболее яркой и результативной явилось время первой, второй и незавершенной третьей пятилеток. Период 1926–1940 гг. интегрировал в себе промышленное наследие минувших десятилетий и хозяйственно-экономическую природу советского строя.

Отдельные очаги машинно-фабричного производства: демидовские заводы, петровские судоверфи, горно-добывающие предприятия Урала и Алтая –, стали возникать и развиваться еще в конце XVII – первой половины XVIII веков. Но первые достаточно крупные шаги в направлении индустриализации России относятся ко второй половине XIX века.

Реформирование Александром II основ государственного устройства империи: раскрепощение крестьян и создание земства, введение всеобщей воинской повинности, учреждение суда присяжных и судебных уставов и др.,– стимулировали развитие производительных сил, создали социально-экономические предпосылки для вступления страны на путь индустриализации. За период 1861–1913 гг. Россия демонстрирует устойчивое промышленно-экономическое развитие. Его наибольшая активность приходится на последнее десятилетие XIX и начало XX веков. Важнейшей компонентой технического развития страны было железнодорожное строительство.

К началу восьмидесятых годов протяженность железных дорог превысила 20 тысяч километров; их среднегодовой прирост за 1865–1875 гг. составил 1,5 тысяч километров. Во время промышленного подъема девяностых годов в год строилось более 2,5 тысяч километров. С 1893 по 1902 гг. вступило в действие 27 тысяч километров железных дорог, а их общая протяженность превысила 55 тысяч километров. В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, которая в основном была закончена в начале XX века [3, с. 109.].

В целях форсированного развития железных дорог государство берет на себя реализацию основной части программы строительства транспортной сети. Во второй половине восьмидесятых и в девяностые годы XIX века было огосударствлено около 2/3 железнодорожной сети; государство само строило железные дороги, финансируя их за счет как заграничных займов, так и, главным образом, общебюджетных поступлений. С 1893 по 1903 гг. в железнодорожное, промышленное и городское строительство было вложено до 5,5 млрд рублей, что на 25 % превысило вложения за предшествующие 32 года [3, с. 109].

Важнейшим показателем развития промышленности, в первую очередь машиностроения, являлось использование на производстве паровых машин. С 1890 по 1900 гг. суммарная мощность паровых двигателей возросла с 125,1 тыс. л. с. до 1294,5 тыс. л. с. В 1913 г. по сравнению с 1900 г. продукция машиностроения увеличилась на 50% [4, с. 23]. В годы промышленного подъема возросла и концентрация производства. В 1894–1895 гг. крупные фабрики (свыше 100 рабочих) производили 70,8 % промышленной продукции. На них было занято 74 % всех фабрично-заводских рабочих. К 1903 г. этот показатель вырос до 76,6 % [3, с. 109].

Летопись развития железных дорог, машиностроения, других отраслей индустрии показывает, что в России была смещена характерная для развития Западной Европы последовательность формирования системы крупного капиталистического производства – от легкой промышленности к отраслям, производящим средства производства, а затем – к паровому транспорту.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по технологическим наукам

Российско-германский энергетический пакт
Один из первых телеграфов, первые динамомашины, трамваи и электропоезда, лифты и еще много чего, вплоть до ноутбуков, – всем этим мир обязан компании Siemens. А Россия – еще и первыми телеграфными линиями, лампочками и электростанциями. Только обязана она не немецким Сименсам, а своим – российским ...