Первые проекты механических, магнитных и гидравлических ppm

Сейчас трудно установить точно, когда, кем и где был предложен самый первый проект ppm. Есть данные о том, что и трактате великого индийского математика и астронома Бхаскара Ачарья (1114-1185 гг.) «Сиддханта Сиромаии» (ок. 1150 г.) есть упоминание о ppm. Об этом же творится в сочинении араба Фахра ад-дин-Ридваи бен Мохаммеда (ок. 1200г.).

В Европе первые известия о ppm связаны с именем одного из выдающихся людей XIII в. - Виллара д'Ониекура - французского архитектора и инженера.

Как и большинство деятелей того времени, он занимался и интересовался многими делами: строительством «соборов, созданием грузоподъемных сооружений, пилы с водяным приводом, военной стенобитной машины и даже . дрессировкой львов Он оставил дошедшую до наших дней «Книгу рисунков» - альбом с записями и чертежами (ок. 1235-1240г.), которая хранится в Парижской Национальной библиотеке. Для нас представляет интерес прежде всего то обстоятельство, что в этом альбоме приведены рисунок и описание первого из достоверно известных проектов perpetuum mobile.

Д'Оннекур не пишет, сам он придумал двигатель или заимствовал эту идею у другого мастера. Да это и не так важно. Главное - существо дела. Обратим прежде всего внимание на то, что автор совершенно не сомневается, что заставить колесо вращаться само собой можно. Вопрос только в том, как это сделать! В тексте говорится о двух вариантах ppm - с молоточками и с ртутью.

Начнем с первого. Из текста в сочетании с рисунком идею изобретения можно понять. Поскольку число молоточков на ободе колеса нечетное, всегда с одной стороны их будет больше, чем с другой. В данном случае слева будет четыре молоточка, а справа - три. Следовательно, левая сторона колеса будет тяжелее правой и колесо, естественно, повернется по направлению против часовой стрелки. Тогда следующий молоточек повернется в том же направлении и перекинется на левую сторону, снова обеспечивая ее перевес. Таким образом колесо будет постоянно вращаться.

Идея колеса с грузами или тяжелой жидкостью, неравномерно распределенными по окружности колеса, оказалась очень живучей. Она разрабатывалась в самых различных вариантах многими изобретателями в течение почти шести веков и породила целый ряд механических ppm

Анализ этих двигателей мы проведем позже и рассмотрим их совместно, с общей позиции.

Обратимся ко второй, не менее интересной идее ppm, возникшей тоже в XIII в. и также породившей большую серию изобретений. Речь идет о магнитном ppm, предложенном Петром Пилигримом из Мерикура в 1269 г. 13 отличие от практика-инженера д'Оннекура Петр Пилигрим все же был больше «теоретиком», хотя занимался н экспериментами; поэтому его проект ppm, показанный на рис. 2, выглядит скорее как принципиальная схема, чем как чертеж.

По мнению Петра, таинственные силы, заставляющие магнит притягивать железо, родственны тем, которые заставляют небесные тела двигаться по круговым орбитам вокруг земли 2. Следовательно, если дать магниту возможность двигаться по кругу и не мешать ему, то он при соответствующей конструкции реализует эту возможность. Насколько можно судить по схеме, двигатель состоит из двух частей - подвижной и неподвижной. Подвижная часть - это стержень, на одном (внешнем) конце которого закреплен магнит, а другой (внутренний) насажен на неподвижную центральную ось (axis).

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Провозвестник отечественной электроавтоматики
Имя генерал-лейтенанта Константина Ивановича Константинова как зачинателя отечественной ракетной артиллерии и пиротехники было известно лишь военным специалистам. Однако его выдающиеся изобретения в области электроавтоматики и электроприборостроения долгое время оставались в забвении. И лишь в 195 ...