Общие сведения по истории майя
Ритуальная игра в мяч имела важное значение в религии майя. Практически в каждом крупном поселении майя была одна или более подобная площадка. Она представляет собой, как правило, небольшое прямоугольное поле, по бокам которого расположены пирамидальные платформы, с которых жрецы наблюдали за отправлением ритуала. Между тем существовал культ игры. В "Пополь-Вух", бесценном своде мифов майя, игра в мяч упоминается, как игра богов: в ней состязались божества смерти Болон Тику (или как их называют в тексте Владыки Шибальбы, т.е. преисподней) и два брата полубога Хун - Ахпу и Шбаланке. Таким образом, игроки инициировали на сцене один из эпизодов борьбы между добром и злом, светом и тьмой, мужским и женским началом, змеем и ягуаром. Крупные площадки для игры в мяч есть в Копане, Каминальхуйю, Сакулеу, Ушмале, Чичен-Ице. В классическую эпоху этот ритуал был распространен повсюду у майя, однако у Ланды нет никаких упоминаний об этой игре, и, по всей видимости, ко времени прихода испанцев её уже не практиковали, так что мы можем считать её свойственной классической и позднеклассической эпохе. Что касается майяских государств классической эпохи, то о них мы имеем довольно скудные сведения. Мы имеем весьма подробную информацию об именах правителей, некоторых датах, но мы мало знаем о внутренней политике этих государств и мало знаем об очертаниях их границ.
Конец классического периода:
Но истинного величия "города" майя достигли в 8-9 вв. Тикаль одержал победу над Калакмулем, и начинает править всем Петеном. В это же время в бассейне реки Усаманситы процветают Паленке, Бонампак, Йашчилан, Пьедрас-Негрос. В этих местах искусство майя достигло наивысшего расцвета. В Бонампаке создаются великолепные стенные росписи, которые повествуют о победе местного правителя над армией Йашчилана. Из этих фресок мы можем почерпнуть много информации о политическом устройстве майя, о том, как они воевали, как они приносили своим богам жертвы, о том, как они праздновали. На первой фреске мы видим битву воинов Бонампака с воинами Йашчилана. По всей видимости, это было одно из грандиознейших сражений того времени. Далее мы видим сцену жертвоприношения пленников, на пирамидальной платформе стоит правитель Бонампака, наблюдающий за казнью знатных пленников. И на последней фреске из этого цикла изображено празднование некого религиозного праздника. Эти фрески произвели сенсацию в научном мире, когда были найдены в 1946 г. Первым исследователем этих фресок был фотограф Дж. Хили. По всей видимости фрески были созданы в середине 9 в., за тысячу лет они не потеряли яркости красок. Что касается политической истории этого региона, то долгое время господствующим в регионе городом был Йашчилан (царство Сияхчан), Бонампак (царство Аке) был ему подвластен, хотя между ними постоянно происходили войны, но обычно Сияхчан выходил из них победителем. В Йашчилане археологами обнаружено огромное число иероглифических стел, благодаря которым стали известны имена правителей этого "города". Первым из них был Йоат-Балам 1 (307-?), далее следует ряд ничем не примечательных "царьков": Ицамнах-Балам 1 (?-326), Яшун-Балам 1 (326-369), Яш-Шукуб-Холь (369-376). При Кинич-Татбу-Холе 1 (?-423) Яшчилан воюет с царством Аке (Бонампак). Яшчилан одерживает победу за господство в регионе. Его приемник - Хацом Холь (423-454) воюет с Пьедрас-Неграс (Йокиб), и Яшчилан ещё крепче стоит на ногах. В правление Яшун-Балама 2 (454-499), Хой-Балама (499-526), Кинич-Татбу-Холя 2 (526-537) ведутся нескончаемые войны с Йокибом и Аке. В результате Йокиб и Аке оказываются побежденными, но после Хой-Балама 2 (537+-564+) Яшчилан вступает в период зависимости от Йокиба. А при Ицамнах-Баламе 3 (681-742) Яшчилан сбрасывает иго Йокиба и вновь развязывает войну - на этот раз с царством Бакаль (Паленке). В период относительного благополучия царством Сияхчаном правили Йоат-Балам 2 (742-?), Яшун-Балам 4 (752-771), Ицамнах-Балам 3 (771- после 800). Кинич-Татбу-Холь 3 (800+-808+) оказался последним из правителей Сияхчана. После этого город, как и другие города южных майя стал переживать упадок, и по всей видимости был покинут его жителями. В этот период в Яшчилане было найдено великое множество наконечников от копий, по всей видимости, тольтекского происхождения.
Другое по технологическим наукам
Создатель уникальной шаболовской радиобашни
Среди
образцов отечественного инженерного искусства особое место занимает Шуховская
(как ее часто называют) радиобашня на Шаболовке, уже многие десятилетия
украшающая архитектурный ансамбль Москвы. Стройное, устремленное ввысь, будто
невесомое, металлическое сооружение, высотой более 150 м хор ...