Производство стальной брони

В 80-х годах для нужд русского военно-морского флота изготовлялась броня, которую получали, приваривая слой твердой углеродистой стали к броне из малоуглеродистой стали. Но к началу 90-х годов такая броня уже не соответствовала требованиям военно-морского флота. В 1892 году Обуховский завод получил задание освоить производство стальной брони, обладающей более высокими свойствами, чем изготовлявшаяся ранее. Производство стальной брони было организовано Ржешотарским, который поставил на научную основу всю технологию ее изготовления. Он определил состав броневой стали, разработал режим её термообработки (закалки брони опрыскиванием). После создания брони из углеродистой стали Ржешотарский провёл ряд исследований по определению состава легированных сталей, подходящих для изготовления высококачественной брони.

Большая исследовательская работа дала свои плоды, и с 1893 года началось производство брони из никелевой стали толщиной в 10 дюймов, которая предназначалась для строившихся русских броненосцев. Эта броня хорошо выдержала полигонные испытания и стала одним из основных видов продукции Обуховского завода. Для изготовления брони из никелевой стали была создана специальная термическая мастерская, в которой выполняли цементацию и закалку броневых плит. За производство брони из никелевой стали морское министерство наградило А. А. Ржешотарского золотой медалью.

В 1898 году на адмиралтейских ижорских заводах организуется производство хромоникелевой гетерогенной (цементированной) брони.

Таким образом, 90-е годы явились для России периодом быстрого совершенствования качества броневых сталей.

До 60-х годов прошлого века корабельная броня повсюду ковалась под паровым молотом. Этот способ был, по сути, кустарным, крайне малопроизводительным и дорогим. В 1856 - 1859 годах Василий Степанович Пятов разработал способ изготовления броневых плит посредством проката. Новый способ по сравнению со старым намного удешевлял производство, увеличивал производительность и улучшал качество брони, но вместе с тем выходил, казалось, за рамки технических возможностей. В частности для проката броневых плит толщиной в несколько дюймов требовались прокатные станы с огромным маховиком диаметром в несколько метров. Пятов отлил шестиметровый маховик и испытал его при прокатке четырехдюймовых стальных плит. Результат испытаний оказался вполне удовлетворительным.

В июне 1859 года Пятов послал подробное описание своего метода в Морское министерство. И с этого момента начались мытарства Пятова, которых, кажется, не удалось избежать большинству изобретателей царской России.

Морской учёный комитет рассмотрел предложение Пятова и вынес свое решение: " .что касается предложения г. Пятова, т. е. производить выделку толстого листового железа, именно в 4,5 дюйма толщины, плющильными катками без посредства парового молота, который, как известно, при означенном производстве принят везде за границей, как то: во Франции, Англии и других странах, комитет считает это новизной, не доказанной опытами, и, не имея данных, по которым можно было бы сделать положительное заключение о возможности подобного производства, положил пригласить к участию в этом деле специалистов и через посредство агентов морского ведомства за границей узнать предварительно мнение разных заводчиков".

Это мнение было запрошено. Все признавали, что метод Пятова новый, но трудно осуществимый, главным образом из-за огромных размеров маховика, который необходимо установить на прокатном стане.

И морской комитет решил "оставить дело без последствия- ."

Тогда Пятов обратился к генерал-адмиралу великому князю Николаю Константиновичу, ведавшему тогда строительством русского военно-морского флота, и тот, отправляясь в Англию, где изготовлялась броня для русского флота, обещал проверить на заводе-подрядчике выводы, изложенные в записке Пятова.

В Англии великий князь беседовал с владельцем металлургического завода Брауном, и тот отнёсся к предложению Пятова отрицательно. Однако прошел всего лишь год, и на заводе Брауна в Шеффилде начали изготовлять . катаную броню! В Россию она попала как "английская новинка", и с 1863 года на ижорском заводе приступили к производству брони по способу Пятова, назвав его способом Брауна.

В 1859 году Пятов предложил также способ цементации броневых плит, т. е. насыщения тонкого поверхностного слоя плит углеродом для увеличения его твердости при сохранении вязкости тыльной стороны. Предложенный Пятовым способ в основном совпадает с современными способами цементации брони. Цементированная броня показала хорошие свойства — плита толщиной 260 мм не пробивалась снарядом калибра 210 мм (данные 90-х годов прошлого века). За границей цементацию брони применили лишь через 30 лет после Пятова.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях
В современной авиации гражданской и военной, в космической технике широкое применение получили реактивные двигатели, в основу создания которых положен принцип получения тяги за счёт силы реакции, возникающей при отбросе от двигателя некоторой массы (рабочего тела), а направление тяги и движения о ...