Развитие и состояние систем телевидения в мире

Конечно, большинство различий оказалось в европейских странах, ранее других начавших телевизионное вещание и использовавших индивидуальные стандарты. Системы В и G первоначально были использованы многими западноевропейскими странами, а стандарты D и К — восточноевропейскими (В и D — для метрового диапазона, G и К — для дециметрового). С целью уменьшения взаимных помех и облегчения общего планирования для систем G и К были приняты одинаковая ширина радиоканала (хотя это неэкономично для системы G) и одинаковые значения несущих канала изображения.

Стандарт I используют Англия, Ирландия, Гонконг и др. Систему L, в которой сохранены позитивная модуляция несущей сигнала изображения и амплитудная модуляция несущей звукового сопровождения, оставили Франция, Монако и Люксембург. Система М, принятая, в США, применяется многими странами Америки, Японией и др. Однако Аргентина, Боливия, Парагвай и Уругвай используют разложение на 625 строк. Поскольку к моменту принятия ими такого стандарта в Америке действовал единый частотный план для стандарта 525 строк, эти страны используют его радиопараметры, что обобщено в системе N. Подобные различия имеются и у ряда других стран.

В итоге стандарт 525 строк используют в 55 странах с населением 1 млрд жителей, а стандарт 625 строк — в 152 странах с населением 4,2 млрд. жителей.

Примечательна история цветного телевидения. Его развитие шло параллельно со становлением черно-белого. Предлагались различные технические решения разделения светового потока изображения на три цветовых составляющих, формирование трех соответствующих сигналов и передача их по каналу до пользователя и их сложение в приемном устройстве для получения цветного изображения.

Вначале это были оптико-механические системы, например, с вращающимися дисками из цветофильтров, затем — электронные. Проводились многочисленные испытания, опытное вещание, В конце концов, в 1953 г. США приняли и начали внедрять трехкомпонентную электронную совместимую систему NTSC (название представляет собой аббревиатуру наименования национального комитета США по телевизионным системам). Она обеспечивает высокое качество цветного изображения и хорошую совместимость с черно-белым телевидением.

Но ее сигналы весьма чувствительны к параметрам тракта передачи. Это затрудняло использование системы в действующих телевизионных сетях без реконструкции оборудования, что побудило специалистов Европы к поиску других форм сигналов цветного телевидения, менее чувствительных к характерным искажениям трактов передачи.

Учитывая, что работы велись в условиях, когда в Европе отсутствовало цветное телевизионное вещание, ставилась задача выбора единого стандарта для всех европейских стран. Однако в основном по политическим соображениям, достичь единства не удал ос J. Были выбраны две системы: SECAM (Франция — СССР) и PAL (ФРГ). Наименования систем представляют собой аббревиатуры от слов «по-очередность цветов с запоминанием» и «строка с переменной фазой» соответственно. Их сигналы малочувствительны к искажениям действующих трактов передачи. Это, начиная с 1967 г, обеспечило быстрое внедрение цветного телевидения в Европе по мере создания студийных комплексов и выпуска приемников.

Итак, в мире используют три системы цветного телевидения. Однако в Бразилии, например, наряду со стандартом М (525 строк) применяют видоизмененную систему PAL, отличающуюся от европейской значением цветовой поднесущей. В Люксембурге и Монако телецентры работают по стандартам SECAM и PAL. во Вьетнаме — по системам NTSC и SECAM. В Бельгии, Голландии и других западноевропейских странах принята система PAL, но на территориях, где дислоцируются войска США, используется и система NTSC-M

Применение стандартов разложения и систем цветного телевидения в регионах Земли показано в табл. 3. Следует иметь в виду, что в Китае и Индии, использующих систему PAL, проживает около 40 % всего населения планеты. Поэтому можно считать, что все три системы цветного телевидения примерно равнозначно применяются всеми странами мира.

Хотя в новых телевизорах качество изображения сейчас оценивается весьма высоко, спрос на них (основного источника доходов производителей телевизионного оборудования), случалось, не рос, а в отдельные периоды даже снижался. Надежды, что это положение изменится в связи с ростом числа принимаемых программ при внедрении кабельных и спутниковых распределительных сетей, к сожалению, не оправдались. Отчасти это объясняется увеличением платы за многопрограммность.

В свое время преобладало мнение, кстати, сохранившееся до наших дней, что привлечь телезрителей может только наибольшее подобие изображения передаваемым объектам съемки, повышение физиологического и эмоционального его воздействия. Одним из таких направлений, пока нереализованных, можно считать объемность (стереоскопичность). Наиболее удачной для ее реализации оказалась идея использования известных особенностей зрительного восприятия изображения. Основное его содержание воспринимается в пределах телесного угла 15х10° («изображение наблюдения»). Ему соответствует формат экрана 4:3, применяемый в телевидении, кино, живописи. Реальное же поле зрения существенно больше — 200х125°. Причем при наблюдении основного события в пределах узкого угла наличие изображения в большем угле создает впечатление стереоскопичности. Практически оно сохраняется при уменьшении его до значения 30х20°.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по технологическим наукам

От проблем пустоты к проблемам электричества
В 1640 году великий герцог Тосканский решил устроить фонтан на террасе своего дворца и приказал для этого подвести воду из ближайшего озера с использованием всасывающего насоса. Приглашенные флорентийские мастера сказали, что это невозможно, потому что воду нужно было всасывать на высоту более 32 ...