Эмблема отечественной радиотехники

Летом 1919 г. по постановлению Правительства в чрезвычайно срочном порядке началось строительство мощной радиостанции для обеспечения надежной связи «центра Республики с ее окраинами и западными государствами». Станция должна была быть оборудована наиболее современными машинами и приборами.

Наиболее оригинальным и практически надежным был признан проект, предложенный Владимиром Григорьевичем Шуховым, еще в конце 19 в. создавшим несколько конструкций сетчатых гиперболоидных мачт и башен, получивших высочайшую оценку крупнейших специалистов в России и за рубежом. Созданные им конструкции, по мнению отечественных инженеров-строителей, вызывали неизменный восторг еще и потому, что они не могли быть « .заимствованы изобретателем ни в западно-европейских, ни в американских образцах».

Вначале В.Г. Шухов предложил проект радиобашни, состоящей из девяти секций, общей высотой около 350 м, превышавшей Эйфелеву башню в Париже почти на 50 м. Для этого требовалось 2400 тонн стальных конструкций (на строительство Эйфелевой башни были затрачены 7500 тонн стального проката и около 2 млн заклепок). Но в условиях гражданской войны, когда страну «петлей душил чугунный голод», а также из-за срочности сооружения башни, было решено уменьшить ее высоту до 150 м, тем более что, по мнению специалистов, этой высоты было вполне достаточно для осуществления заданной дальности радиопередач. Кроме того, гиперболоидная конструкция Шухова требовала гораздо меньше (в 2,5 раза) металла, по сравнению с Эйфелевой башней.

Все строители (более 100 человек) работали, как говорят, от зари до зари, 22 верхолаза висели в люльках в течение всего дня, не спускаясь на землю. В холодную зиму 1921 г. одежда верхолазов покрывалась коркой льда.

Башня Шухова была единственным в мире сооружением подобного типа. По форме она напоминала конус, состоявший из шести отдельных секций, высотой по 25 м каждая. Сетчатая конструкция башни создавала минимальную поверхность для ветра, обусловливающую основные нагрузки для сооружения большой высоты. Технология возведения башни, предложенная Шуховым, была весьма необычной: гигантское сооружениекции собирались на земле. Как известно, в то время не существовало ни электросварки, ни мощных монтажных башенных кранов. Основание нижней первой секции опиралось на железобетонный фундамент глубиной 3 м и диаметром 42 м. Внутри готовой первой секции собирались пять последующих, находившихся одна в другой, подобно сложенной зрительной трубе огромных размеров. Секции поднимались последовательно с помощью стальных тросов, блоков и лебедок и поочередно приклепывались к предыдущим.

Строительство башни велось в условиях гражданской войны, не хватало оборудования и металла. Десять тысяч пудов железа было получено из военных запасов по личному указанию В.И. Ленина.

В июне 1921 г. Шухов и его помощники столкнулись с непредвиденным испытанием: строительство башни уже близилось к концу, но при подъеме четвертой секции лопнул трос одной из лебедок, и гигантская конструкция рухнула вниз с высоты 75 м. При этом она основательно деформировала ранее возведенные секции и превратила в металлолом лежавшие на земле, но уже смонтированные и готовые к подъему, пятую и шестую секции.

Конечно, вездесущие представители ЧК тут же обвинили Шухова, назвав ошибочными его проектировку и методы монтажа. Но уверенный в своих расчетах В.Г. Шухов, подобно строителю Александринского театра К. Росси, был готов « .сложить свою голову на плаху: пусть меня повесят на одной из стропил, если она не выдержит заданной нагрузки».

К счастью, специальная комиссия установила, что причина аварии в усталости металла, и нужно было, не теряя времени, заново начинать работу. В результате невероятных усилий и огромного труда строительство башни было завершено в установленные сроки, в конце 1921 г.

На 150-метровой высоте были установлены будка для наблюдений и две боковые 7-метровые траверсы для подвески антенн. Общая высота башни вместе с древком для флага составляла 160 м. 19 марта 1922 г. началась эксплуатация радиостанции. В течение многих лет Шуховская башня была самым высоким сооружением в стране (высота колокольни Ивана Великого - 80 м, Исаакиевского собора - 120 м).

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Автомобилестроение в России до 1917 г.
Потребность людей в необходимости ускоренного перемещения по земле привела человечество к созданию различных машин и механизмов, наиболее удобным и любимым из которых стал автомобиль. Слово ”автомобиль” означает “самодвижущаяся повозка”, хотя в современном понимании автомобилями принято называ ...