«Великий инженер Российской империи»

По состоянию здоровьехать на юг и многие годы прожил в Баку, тогдашнем центре быстро развивающейся нефтяной промышленности. Диапазон его творческих идей и изобретений был поразителен: разработка теории и метода изготовления крупных металлических резервуаров наименьшего веса - нефтехранилищ, постройка ранее невиданных по размерам и грузоподъемности нефтеналивных барж длиной от 50 до 130 м и высотой около 2 м (кстати, баржи Шухова положили начало развитию русского речного нефтеналивного флота). Формула Шухова для изготовления надежных и экономичных трубопроводов (нефтепроводов) получила мировое признание. Он построил первый в мире мазутопровод с подогревом. Созданная им в 1880 г. форсунка для факельного сжигания жидкого топлива и мазута, считавшегося отходом нефтепереработки, широко применялась в течение прошлого века. Паровые водотрубные котлы системы Шухова, отличавшиеся простотой и надежностью, в течение десятилетий были самыми распространенными в России.

Насколько В.Г. Шухов опередил свое время можно, в частности, судить по одному из важнейших его изобретений - «крекинг-аппарату» (1890 г.), позволяющему эффективно выделять из нефти «легкие продукты», прежде всего бензин. Миллионы автомобилистов не знают, что появлению бензина мы обязаны нашему замечательному соотечественнику. В начале 90-х годов 19 в. автомобильная промышленность только начинала зарождаться, а бензин еще не стал «властителем» мирового рынка. Но вскоре многие американские фирмы начали работать над способами перегонки нефти («крекинг-процессом»), которые позволяли получать значительные объемы бензина. Первый патент в США получен Бортоном в 1912 г., но вскоре его приоритет стали оспаривать другие американские фирмы. И только благодаря судебному процессу было признано, что честь изобретения «крекинга» принадлежит русскому инженеру Шухову, опередившему американца более чем на 20 лет.

Говорят, что все гениальное - просто, но это «просто» является результатом многолетней творческой деятельности в данной отрасли науки и техники. Ведь, например, никто до Шухова не пришел к идее и разработке по собственным формулам метода постройки нефтяных резервуаров с разной толщиной отдельных поясов их стенок по высоте (1883 г.), что давало огромную экономию расхода металла и определяло наивыгоднейшие размеры резервуара и его вес (стоимость резервуара снижалась вдвое). За короткий срок строительная контора, где работал Шухов, изготовила более 20 тыс. резервуаров, которые стали строиться по всей стране.

Под руководством В.Г. Шухова было построено около 500 железнодорожных мостов (через Волгу, Оку, Енисей и др.) с пролетами до 100 м, возведено более 20 тыс. стальных нефтехранилищ. Среди его творений первые авиационные ангары, водопроводы (в Москве, Киеве, Харькове), доменные и мартеновские печи, нефтяные насосы, гидротехнические затворы, элеваторы, мачты электропередач. Он был автором сотен изобретений. С небольшим числом помощников он сумел осуществить то, что по силам нескольким НИИ. Неслучайно он был удой медали Всемирной выставки в Париже. Шухов обладал особым умением доступно и понятно излагать самые сложные технические вопросы и в заключение любил говорить: «видите, как это просто».

Необычайную одаренность Владимира Григорьевича ярко охарактеризовал один из его учеников: «нефть, поднятая из недр шуховскими насосами, рационально переработанная в шуховских крекинг-аппаратах, хорошо сохраненная в шуховских резервуарах и без потерь доставленная наливными шуховскими баржами или нефтепроводами, сжигалась с максимальным извлечением тепла шуховскими форсунками в шуховских котлах».

В тот период (конец 19 - начало 20 в.) наши выдающиеся ученые и инженеры не без гордости отмечали, что В.Г. Шухов убедительно опроверг представления о том, что все новое в науке и технике приходит в Россию из Европы и Америки. Многие крупные зарубежные фирмы, в частности американские, заимствовали многочисленные изобретения нашего соотечественника или приходили к аналогичным техническим решениям значительно позднее его.

Всемирную славу принесла Владимиру Григорьевичу разработанная им в 1892 г. теория арочных покрытий с использованием сетчатых поверхностей, обеспечивавших равномерное распределение усилий, воспринимающих их на себя различными частями формы при наименьшем весе всего сооружения. Впервые сетчатые металлические покрытия Шухов продемонстрировал еще в 1896 г., вызвав восторг участников и посетителей Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: сетчатые перекрытия располагались над несколькими зданиями павильона разной формы (круглое, прямоугольное, эллиптическое), придавая павильону необычный изящный вид. Кстати, первая висячая кровля элеватора в Олбани (США) появилась только в 1932 г.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Научные проблемы кораблестроения и их решение
Создание современного корабля основывается на достижениях многих наук, и, прежде всего на науках, изучающих мореходные характеристики корабля, архитектуру и прочность его корпуса, проблемы защиты от поражающего воздействия оружия, вопросы взрыво- и пожароопасности, скрытности от средств обнаружени ...