Уникальное «шоу» в Лефортово

Летом 1856 г. в Москве должны были состояться коронационные торжества по случаю восхождения на престол императора Александра II. Мероприятие чрезвычайно ответственное, тем более что на торжества были приглашены видные государственные деятели и зарубежные гости. Программа предусматривала не только грандиозный фейерверк, но и освещение огромной площади перед Екатерининским дворцом (в котором в наше время находится Бронетанковая академия), а также музыкальное сопровождение. Необходимо было продемонстрировать что-то необычное, подтверждающее успехи отечественной науки и техники. И как оказалось впоследствии, задуманное стало своеобразным электроавтоматическим шоу.

Подготовка и проведение торжеств были поручены уже известному в то время специалисту в области ракетного дела, пиротехники и электроавтоматики генералу К.И. Константинову. Естественно, что Константинов стал разрабатывать проект проведения торжеств с применением электричества, в возможности которого он верил и умел его эффективно использовать.

Для освещения площади Константинов предложил установить на крыше дворца 10 мощных электрических дуговых ламп, изобретенных известным электротехником А.И. Шпаковским, подобных которым не было раньше ни в России, ни за рубежом. Благодаря оригинальным электромагнитному и электромеханическому регуляторам лампы обеспечивали не только значительную яркость освещения, но и – что очень важно – надежность работы.произойти, если хотя бы часть ламп погасла, и огромная площадь погрузилась во тьму. Лампы, которые позднее в печати назвали «Электрическими солнцами Шпаковского», произвели подлинный фурор. Но, пожалуй, самым оригинальным новшеством, продемонстрированным Константиновым, была связь и электроавтоматическое управление стрельбой из орудий. На торжествах хор и оркестр, объединившие около 3 тыс. человек, должны были исполнять государственный гимн. Но во время репетиции выяснилось, что бой барабанов в оркестре ослаблялся звуками медных труб, и эффект торжественного звучания оркестра заметно снижался. Тогда Константинов разработал необычную конструкцию прибора «вроде клавикорда», который был изготовлен в Петербургском ракетном заведении. Электрические «клавикорды» устанавливались на пульте дирижера, подключались к гальваническим батареям и соединялись проводами с металлическими запалами, установленными в орудиях. Орудийная батарея размещалась в небольшой роще (примерно на расстоянии 1 км от площади) на берегу реки Синички, где теперь находится кинотеатр «Спутник», а речка спрятана в трубе под землей.

При нажатии дирижером на клавишу «клавикорда» электрический ток от гальванических батарей, установленных на площади, накаливал запалы, и раздавался выстрел из орудий, резко усиливавший бой барабанов. Была разработана схема связи для последовательного подключения орудий к одной и той же гальванической батарее, а также специальное устройство, предохранявшее клавиши от случайного к ним прикосновения и возможного преждевременного выстрела. Естественно, что об орудиях в роще зрители торжеств ничего не знали.

По свидетельству очевидцев, эффект дистанционного управления стрельбой, заменявшей бой барабанов, «был потрясающим». По мнению специалистов, своими оригинальными «электрическими клавикордами» К.И. Константинов «открыл новую интересную страницу в технике связи и управлении различными объектами на расстоянии» (курсив наш. Я.Ш.).

Другое по технологическим наукам

Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях
В современной авиации гражданской и военной, в космической технике широкое применение получили реактивные двигатели, в основу создания которых положен принцип получения тяги за счёт силы реакции, возникающей при отбросе от двигателя некоторой массы (рабочего тела), а направление тяги и движения о ...