Первое изобретение

В свободное от службы время Вернер Сименс посещает лекции в Берлинском университете, где знакомится с новейшими достижениями в области электричества.

Возможности с помощью электричества «извлекать» из растворов солей металлы и осаждать их на одном из электродов наводит Сименса на мысль попробовать свои силы в экспериментах по осуществлению электролитического золочения неблагородных металлов.

Способ золочения железа и бронзы в истории человечества был известен уже тысячелетия. Но, несмотря на его простоту, применять его на практике отваживались немногие из-за его чрезвычайного вреда для здоровья человека. Метод заключался в том, что, растворяя золото в ртути, получали сплав – золотую амальгаму. Затем, покрыв ею очищенный металл, его нагревали, испаряя ртуть. Золото тонким слоем, так называемая позолота, оседало на металле. Но ядовитые пары ртути, даже при хорошей вентиляции, делали способ малопригодным.

В описываемое время в далеком Санкт-Петербурге уже третий десяток лет шло строительство одного из самых крупных культовых сооружений в мире – Исаакиевского православного собора. В строительстве принимали участие около 440 тыс. строителей. Для позолоты купола диаметром 26 м было выделено 100 кг золота. Золочение производили с применением ртути. Несмотря на все предосторожности при золочении, от отравления умерли мученической смертью несколько десятков позолотчиков. Эти факты благодаря публикациям в прессе стали широко известны. Возможно, они и послужили толчком, инициировав интерес Сименса к данной проблеме.

Итак, надо было разработать безвредный способ золочения, и путь к нему лежал через применение электролиза. Но, как заметил Эдисон, «нетрудно делать удивительные открытия, но трудно их совершенствовать настолько, чтобы они получили практическое значение». Уж он-то знал что говорил.

Не трудно получать металл из его солей электролитическим способом, но трудно покрыть им другой так, чтобы сцепление металлов было надежным, покрытие плотным и блестящим. В современных лабораториях исследовательских институтов занимаются теми же вопросами, улучшая и удешевляя гальванические покрытия, даже и не обязательно золотые.

Путь к решению проблемы лежал через поиски состава электролита и соблюдения определенных электрических режимов. Так и хочется написать – «величины тока на единицу площади изделия». Но тогда не было ни амперметров, ни реостатов, даже простых выключателей не существовало. Ток в цепи приходилось регулировать различным числом включенных в нее элементов.

Чтобы разработать технологию гальванического золочения, необходимо было время, а его-то как раз молодому офицеру не хватало. Однако досуг, правда вынужденный, неожиданно появился. За участие в дуэли в качестве секунданта Вернер был посажен в тюрьму. Проступок по тем временам пустяковый, но закон есть закон.

Режим в тюрьме для отбывающего наказание по такому поводу был не очень строгим, что позволило арестованному заняться экспериментами. К тому же для опытов требовалось не так много: десяток стеклянных стаканов, обрывки проводов да цинковые пластинки с медными монетами для гальванических э?

Их можно было получить, растворив золотое колечко, снятое с пальца, в растворе «царской» водки. Не исключено, что за ингредиентами для опытов в ближайшую аптеку бегали охранники заключенного [4].

Как бы то ни было, но в 1842 г. Вернер Сименс запатентовал способ золочения и выгодно продал патент в Англии, куда отправил для этой цели уже оперившегося брата Вильгельма. В дальнейшем за границей именно он будет проталкивать разработки старшего брата (позднее Вильгельм даже изменит свое имя на англосаксонское – Вильям).

По освобождении из тюрьмы лейтенант Сименс был переведен в г. Шпандау и зачислен в пиротехнический отряд, основным назначением которого была организация фейерверков. Именно здесь состоялось знаменательное для дальнейшей карьеры Сименса знакомство с прусским принцем Карлом.

Другое по технологическим наукам

Научные проблемы кораблестроения и их решение
Создание современного корабля основывается на достижениях многих наук, и, прежде всего на науках, изучающих мореходные характеристики корабля, архитектуру и прочность его корпуса, проблемы защиты от поражающего воздействия оружия, вопросы взрыво- и пожароопасности, скрытности от средств обнаружени ...