Ямская почта «делегирует» термины электросвязи

Широко известно сочинение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», изданное в 1790 г. По своим названиям главы произведения соответствуют поселкам и городам, расположенным на этом тракте (раньше – большая почтовая дорога). Если посмотреть на карту, то многие поселки (Тосна, Любань, Чудово и др.) отстоят друг от друга на расстоянии 20–30 верст. В России всегда были плохие дороги, поэтому скорость передвижения почтовых кибиток была небольшой. Лошади быстро уставали, им нужно было дать отдохнуть, накормить и напоить. Для этого на трактах через определенное расстояние устраивались так называемые станции, оборудованные конюшнями, постоялыми дворами, трактирами.

Прибывая на станцию, экипаж менял лошадей и отправлялся в путь в той же самой кибитке. Таким способом можно было преодолевать расстояния в 5–6 раз быстрее, чем путешествуя с одной упряжкой.

Интересно, что в первых линиях электрического телеграфа приблизительно такие же способы были применены для создания дальней электросвязи, а «осколки» терминологии путешественников того времени сохранились в названиях суперсовременных устройств связи: тракт связи, радиостанция, станция космической связи.

Далеко не всем известно, возможно даже специалистам-релейщикам, что слово реле происходит от французского relayer — сменить, заменить. Так во Франции назывались промежуточные станции конного транспорта, обеспечивавшие поставку свежих лошадей. Позднее реле, использовавшиеся для изменения режимов электрических цепей (включение, выключение), стали одним из основных устройств систем связи, управления и автоматики.

Другое по технологическим наукам

Устройство и классификация метательных машин
С названиями метательных машин в научной литературе царит ужасная неразбериха. На то есть четыре причины: – путаница между греческими, римскими и позднейшими системами классификации; – смешивание названий метательных машин вообще (катапульта) с названиями отдельных видов (скорпион, онагр); ...