Ученый и педагог

Почти 30 лет жизни Ленц посвятил педагогической работе в Петербургском университете, где благодаря его усилиям зародилась и получила мировое признание Петербургская физико-математическая школа. В 1856–1859 гг. он замещал должность ректора университета, а в 1863-м стал первым избранным ректором. Ему принадлежит заслуга в коренной реорганизации преподавания физико-математических дисциплин, способствовавшей их подлинному расцвету.

По отзывам многочисленных учеников, ставших крупными учеными и педагогами, лекции Ленца отличались высочайшим научным уровнем и педагогическим мастерством, четкостью формулировок и доступностью изложения сложных физических явлений.

По словам одного из его учеников, « .любимой же его специальностью было чтение курса об электричестве, магнетизме и гальванизме по собственным запискам, сопровождавшееся опытами, которые всегда были удачны».

Физичесал брать некоторые приборы для занятий дома, и « .вообще никому, кто действительно хотел работать, не отказывал ни в советах, ни в средствах». В те годы ни в одном европейском университете не практиковались лабораторные занятия студентов. Первенство в этом начинании принадлежит одному из самых талантливых учеников Ленца Ф.Ф. Петрушевскому, который ввел в 1866 г. в университете такие занятия.

Как писали биографы Ленца, «многочисленные ученики Ленца и ученики его учеников создали тот передовой отряд русских физиков, которые вместе с другими физиками прославили нашу Родину многочисленными выдающимися открытиями. Впоследствии они создали ядро Русского физического общества, организованного в 1872 г. при Петербургском университете».

Кроме университета, Ленц преподавал физику в Михайловском артиллерийском училище и в Главном педагогическом институте. Среди его учеников в пединституте был гениальный химик и физик Д.И. Менделеев. По свидетельству его биографов, Ленц как ученый и личность оказал заметное влияние на формирование мировоззрения Менделеева.

Выдающиеся заслуги Ленца получили высокую оценку в России и за рубежом. Уже в 1840 г. Гельсингфорский университет присвоил Ленцу ученую степень доктора философии, он был избран членом-корреспондентом Академии наук в Турине и Берлинской академии наук, почетным членом ряда научных обществ в странах Европы.

Наиболее известные ученики Ленца сыграли важную роль в распространении и дальнейшем развитии учения Фарадея–Ленца–Максвелла, в утверждении представлений о неразрывном единстве электрических и магнитных полей.

Признанный основоположник ленинградской электротехнической школы ХХ в. академик В.Ф. Миткевич был одним из лучших учеников профессора Петрушевского и по праву может называться продолжателем традиций Э.Х. Ленца.

Своими трудами в области физики и электрических измерений Э.Х. Ленц навсегда прославил свое имя как одного из корифеев науки XIX в.

Другое по технологическим наукам

До полной ocтановки
Говорите, тормоза придумали трусы? Что ж, хвала им, быстро сообразившим, что даже гужевой повозке, если, конечно, запрячь в нее не пару флегматичных волов, а четверку бодрых скакунов, просто необходимо какое-то приспособление для быстрой остановки. Тормоза первых автомобилей были построены по г ...