Новые теории об истории сотворения

До XIX века в христианском мире, по крайней мере, в Европе и в Северной Америке, господствующим было следующее мнение: приблизительно в 4000 г. до р.Х. Бог сотворил мир за шесть дней, каждый из которых продолжался 24 часа, и около 1600 г. до р.Х. земля была поражена глобальной катастрофой – потопом, произошедшим во времена Ноя [3]. В конце XVIII века появились и стали приобретать популярность различные версии истории земли, которые по сути своей были эволюционистскими и материалистическими. Под этими словами я подразумеваю, теории, пытавшиеся дать объяснение происхождению и истории физической реальности, учитывая только время, случай и законы природы, присущие материальному миру. От Бога отказались, или, по крайней мере, перестали включать Его в историю Земли.

Трое французских ученых внесли значительный вклад в развитие этих теорий. В своем труде Природные эпохи (1778) Комт де Буффон (1708-1788) высказал предположение, что земля произошла в результате столкновения кометы с солнцем, и что, находясь первоначально в состоянии раскаленной лавы, она постепенно остывала на протяжении, по меньшей мере, 78 000 лет. Пьер Лаплас (1749-1827) опубликовал в работе Объяснение системы вселенной (1796) свою гипотезу о туманностях. Ему представлялось, что Солнечная Система в результате естественного процесса постепенно конденсировалась из облака газа на протяжении неопределенного, но очень долгого времени. Жан Ламарк (1744-1829) в своей Зоологической философии (1809) предложил теорию биологической эволюции, продолжавшейся долгое время и происходившей благодаря приобретаемым свойствам.

В начале XIX века, когда геология становилась отдельной научной дисциплиной, в ней продолжали возникать новые теории.

Абрахам Вернер (Abraham Werner) (1749-1817) – немецкий специалист по минералам. Несмотря на то, что сам он печатался редко, его влияние на геологию было велико, так как многие из величайших геологов XIX века были его студентами. Он предложил теорию, гласящую, что земные пласты химически и механически осаждались из медленно отступающего Мирового океана. Вернеру представлялось, что земле должно было быть, по крайней мере, миллион лет. Его океаническая теория была быстро отвергнута, но идея "старой земли" осталась в умах студентов [4].

Шотландец Джеймс Хаттон (James Hutton) (1726 – 1797) учился на врача, затем занимался хозяйством на ферме, пока, наконец, не заинтересовался геологией. В своей работе Теория Земли (1795) он высказал предположение, что континенты медленно и постоянно разрушались процессами эрозии, после чего материал выносился в океанские бассейны. Эти осадки затем постепенно отвердевали и в результате катастрофы поднимались под влиянием внутреннего тепла земли, образуя континенты, которые впоследствии снова будут постепенно сноситься в океан. Имея в виду цикличность этого процесса, Хаттон заявил, что не видит доказательств того, что у земли было начало. Этим он навлёк на себя обвинения в атеизме со стороны ряда коллег.

Ни Вернер, ни Хаттон не обращали внимания на ископаемые, найденные в скальных породах. Заметил их другой человек, значительно повлиявший на развитие "теории старой земли" – англичанин Вильям Смит (1769-1839). Инженер и землемер, занимавшийся дренажными системами, он участвовал в строительстве каналов по всей Англии и Уэльсу, что привело к его знакомству с геологическими формациями и множеством ископаемых. Его назвали "отцом английской стратиграфии", потому что он создал первые геологические карты Англии и Уэльса, а также разработал метод датировки пород [5] с помощью ископаемых. Будучи сторонником теории катастроф, схожей с той, что выдвинул Кювье, он тоже считал, что земля намного старше, нежели говорится в Библии [6].

Француз Жорж Кювье (Georges Cuvier) (1768-1832) занимался сравнительной анатомией и популяризировал одну из теорий катастроф в своем труде Теория Земли (1812, первое английское издание вышло в 1813). Изучая ископаемые, прежде всего – обнаруженные в Парижском бассейне, он сделал вывод, что за бесчисленное множество лет произошло как минимум четыре региональных или глобальных катастрофы, последняя из которых была примерно 5000 лет назад. Судя по всему, Кювье верил, что после каждой катастрофы Бог сверхъестественным образом творил новые формы жизни.

Наконец, Чарльз Лайель (1797-1875), который стал геологом, получив юридическое образование, начал публиковать свой трехтомный труд Принципы геологии в 1830 г. Пользуясь униформистскими идеями Хаттона, Лайель настаивал на том, что можно, и даже нужно объяснять геологические особенности земли медленными естественными процессами эрозии, выпадением осадков, землетрясениями и извержениями вулканов, которые были настолько же частыми и сильными, как это наблюдается в наши дни. Он отвергал всё, связанное с региональным или глобальным катастрофизмом, и считал, что землетрясения, извержения вулканов и наводнения по частоте и мощности в целом не отличались от сегодняшних. К 1840-м годам его взгляд стал основной геологической парадигмой.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Магнетизм вращения Франсуа Араго
Стремясь ревностно к открытиям, он был осторожен в своих выводах и больше всего любил прокладывать новые пути, по которым можно было прийти к установлению тождества причин разнородных явлений. Расширяя для ученых пределы знания, он обладал удивительным даром распространять вокруг себя приобретенны ...