Поздние модели микрокалькуляторов

Первые микрокалькуляторы потребляли очень много энергии от батареек, работы которых хватало от силы на два часа автономной работы. 220 вольт под рукой бывает не всегда, а без проблем купить батарейки можно было только в крупных городах. Поэтому инженеры-разработчики начали разрабатывать микрокалькуляторы, которые бы очень мало энергии от батареек. К тому времени уже были изобретены индикаторы на жидких кристаллах, которые отличались пониженным энергопотреблением.

Вторым микрокалькулятором на жидких кристаллах после Б3-04 стал микрокалькулятор Б3-30 (на рисунке слева), разработанный в 1978 году и потреблявший 8 миливатт (для сравнения, калькулятор Б3-26 потреблял 600 мВт). В этом калькуляторе была несвойственная советским калькуляторам функция вычисления обратной величины числа, имеющаяся практически во всех современных простых калькуляторах. Чтобы вычислить 1/5, надо нажать | 5 | -:- | = |. Через год микрокалькулятор Б3-30 заменил Б3-39, в котором использовалась новая низкопороговая микросхема. Потребляемая мощность уменьшилась в восемь раз и составила всего один миливатт. В этом калькуляторе уже можно было обойтись без преобразователя напряжения.

Еще через год, к Московской олимпиаде 1980 года был выпущен микрокалькулятор МК-53, имеющий на борту часы с будильником и секундомером. В этом микрокалькуляторе требовалось на одну батарейку меньше, чем в Б3-39. Это стало возможным за счет использования еще более низкопороговой микросхемы К145ВВ3-2, которая к тому же стала "бескорпусной".

Новой вехой в калькуляторостроении стало появление микрокалькулята с питанием от солнечных элементов МК-60. В общем-то, обычный калькулятор, имеет один регистр памяти, кроме солнечных батарей ничего в нем особенного нет.

B338.jpg (6981 bytes)

Инженерная мысль тоже на месте не стояла, и, решая задачу микроминиатюризации, в 1979 году разработан новый сверхмаленький, но очень умный микрокалькулятор Б3-38. В него вошли все последние достижения микроэлектроники. Его размеры были самыми маленькими - 91х55х5.5 мм.

Он умел не только быть инженерным, но и производил статистические расчеты. Калькулятор имел две префиксные клавиши - F1 и F2. Скоро появился аналогичный калькулятор, но с размерами побольше - МК-51. Скоро он стал очень популярным, хотя у него был существенный недостаток - выключатель питания, который все время плохо включался. Это было из-за того, что наши инженеры догадались сделать механизм включения, состоящий из полукруглого ползунка, который замыкал дорожки печатного монтажа на плате. Разумеется, со временем дорожки окислялись или стирались, и контакт становился плохим.

В этих микрокалькуляторах был впервые применен метод вычисления элементарных функций по методу "цифра за цифрой", который стал сменил разложение в ряд Тэйлора и стал фактическим стандартом почти для всех современных калькуляторов во всем мире, кроме как у нас. В двух словах, метод "цифра за цифрой" можно отнести как к итерационным, так и к табличным. Он характеризуется простотой выполнения операций (алгебраическое сложение и сдвиг), значительным совпаданием алгоритмов для различных функций и, самое главное, достаточно высоким быстродействием и точностью вычислением. Погрешность вычислений при 8-разрядном аргументе составляет всего +- 1 в седьмом-восьмом разряде.

И, наконец, одной из самых последних моделей среди инженерных микрокалькуляторов стал микрокалькулятор МК-71 с питанием от солнечных элементов. Он по сути является продолжением серии Б3-38 и МК-51. В этом калькуляторе, в отличие от Б3-38 и МК-51, используется алгебраическая логика вычислений, такая же как и в С3-15, есть пять уровней скобок, возможность работы с простыми дробями и представлять результат вычислений в градусах, минутах и секундах, имеются гиперболические функции и механизм округления результата к требуемой точности. К тому же этот калькулятор - десятиразрядный.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Системы контроля давления в шинах
Интерес к проблеме контроля давления в шинах в последнее время значительно возрос, и произошло это благодаря тому, что в США вступает в силу требование Национальной администрации по безопасности на транспорте (NHTSA) об обязательном наличии датчиков давления на всех новых автомобилях 2006 модельно ...