Старт школьной компьютеризации
В 1985 году было принято постановление об обеспечении компьютерной грамотности.
Год 1985-й — старт больших перемен и потрясений в нашем отечестве. И в компьютерной истории страны он тоже стал в определенном смысле этапным. Весной 1985-го было принято партийно-правительственное постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс». Выход постановления почти совпал с избранием Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Горбачева.
Решение, принятое на самом высоком уровне, было естественной, хотя и несколько запоздалой реакцией советского руководства на безумное отставание в области компьютеризации, которое стало совершенно очевидно к середине 80-х годов. Андрей Ершов, выдающийся математик и программист, был одним из самых главных и самых настойчивых проводников идеи информатизации общества в целом и школьного образования в частности. Ершов вообще воспринимал информатику как явление не узкоприкладной, а общепланетарной значимости. Еще в 1981 году он делает поразительные прогнозы о будущем уровне используемости компьютеров на рабочих местах, об их проникновении в повседневную жизнь каждого человека, о возможности компьютерной связи людей друг с другом в глобальном масштабе.
Но общество должно быть готово к экспансии новых технологий. Необходима определенная компьютерная культура, и формирование ее должно начинаться на этапе школьного обучения. Ершова крайне беспокоила повсеместная безграмотность советских школьников в том, что касалось программирования и компьютерных технологий. Он опасался, что без преподавания информатики в школе наши молодые специалисты начнут терять те преимущества, которые давал традиционно высокий уровень математического и инженерного образования.
Внедрение нового предмета в школьный учебный процесс стартовало очень резко. Несколькими годами позже Ершов отмечал, что «такое крутое начало было совершенно необходимым». Анатолий Кушниренко, один из авторов появившегося вскоре учебника по информатике для старших классов, сегодня считает, что главным результатом партийного постановления стало быстрое создание инфраструктуры преподавания информатики в школе. Был введен школьный предмет, на него выделены часы, написаны учебники, стали появляться компьютерные классы, в отделах народного образования разных уровней назначали методистов по информатике, начали издавать журнал «Информатика в образовании», проводить конференции, позже конкурсы учебников, создавали фонд алгоритмов и программ для образования. Учителей информатики «рекрутировали» из преподавателей математики и физики, пробовали даже привлечь к этому делу учителей труда. Новое начинание в школе привлекло много инженеров, уставших от ничегонеделания в своих НИИ и с большим энтузиазмом взявшихся поднимать такое живое дело, как обучение подростков программированию.
Организация преподавания информатики сопровождалась кампанией по закупке персональных ЭВМ для школьных компьютерных классов. Дело было поставлено на серьезную основу. На приобретение комплектов машин для формирования локальной сети кабинета информатики выделялся 1 млн. инвалютных рублей. Довольно быстро вырисовался портрет школьного персонального компьютера, желаемого и возможного в пределах существовавшего эмбарго на ввоз вычислительной техники: 8-разрядный процессор, 64 Кбайт оперативной памяти, монохромный монитор на рабочем месте ученика и цветной монитор у учителя, довольно медленная, чтобы не нарушать эмбарго, локальная сеть. Была сделана ставка на активно продвигавшуюся в те годы операционную систему для домашних компьютеров MSX (Microsoft Extensions).
Другое по технологическим наукам
От проблем пустоты к проблемам электричества
В 1640 году
великий герцог Тосканский решил устроить фонтан на террасе своего дворца и
приказал для этого подвести воду из ближайшего озера с использованием
всасывающего насоса. Приглашенные флорентийские мастера сказали, что это
невозможно, потому что воду нужно было всасывать на высоту более 32 ...