Трафальгарское сражение 200 лет

Результат не заставил долго ждать - уступчивое министерство Аддингтона приказало долго жить, Великобритания вновь вступила в войну с Францией, которая отныне не прерывалась вплоть до краха Первой Империи - до 1815 г. Сухопутные битвы этой борьбы в общем-то хорошо известны - это великолепные победы Наполеона при Ульме и Аустерлице, Йене и Ауэрштедте, тяжелейшая Восточно-Прусская кампания 1806-1807 гг., вторжение "двунадесяти языков" в бескрайние российские просторы и Бородино, Смоленск, Красное, а затем - Дрезден, Лейпциг, Фер-Шампенуаз, наконец - Ватерлоо. Английские правительства вновь и вновь сколачивали антифранцузские коалиции, которые хоть и терпели поражения, привели Лондон к желаемому результату (не секрет, что Англия готова бороться за победу до последней капли крови русского/прусского/австрийского солдата). Однако Соединенное Королевство внесло и другой вклад в победу над Наполеоном - английские моряки отстояли свое преобладание на море, а английская морская блокада довела французскую экономику до фактического коллапса. Крупнейшим событием этой войны на море и стало Трафальгарское сражение - одна из наиболее решительных битв в истории. Она была результатом целого ряда операций противоборствующих сторон - Англии и Франции, которые представляют не меньший интерес, чем перипетии самого боя, - прежде всего, потому, что позволяют понять, почему оно произошло и почему его итог был именно таким, а не каким-либо другим.

* * *

К началу новой войны, в 1803 г., положение Англии было, в общем-то, превосходно. В продолжение предшествовавшей войны, закончившейся лишь два года тому назад, британская морская мощь выросла неимоверно: за восемь лет войны морские силы Великобритании увеличились с 135 линейных кораблей и 133 фрегатов до 202 и 277 соответственно (во Франции число таких кораблей уменьшилось с 80 и 66 до 39 и 35) *. Только за четыре года торговый оборот Британии возрос с 53,706 млн. ф.ст. до 73,723 млн. ф.ст. (в неизменных ценах!) **. Стоит заметить, что эти оценки даны в "официальных" ценах, которые существенно занижали стоимость отдельных товаров. Действительная стоимость торгового оборота Великобритании в 1800 г. А.Т. Мэхэном определяется в 111,231 млн. ф.ст. (при том, что общая стоимость призов французских приватиров составила в 1800 г. - 1,216 млн. ф.ст. - чуть больше 1% торгового оборота ***).

* Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на французскую революцию и Империю, т. I-II. М., 2002, т. I, с. 114.

** Там же, т. II, с. 336.

*** Там же, т. II, с. 331.

После Сент-Винцента и Абукира, Кампердауна и Копенгагена Британия была абсолютна уверена в исходе возможного морского противостояния, беспокоила лишь возможность высадки большой французской армии на британском побережье: последнее, учитывая практическое отсутствие сухопутных войск у Англии, и великолепные боевые качества наполеоновских ветеранов, несомненно, привело бы к победе французов. Поэтому Булонский лагерь и, соответственно, театр военных действий, охватывающий французское и английское побережье Па-де-Кале, акваторию этого пролива, а также Ла-Манша, изначально воспринимался обеими сторонами как решающий.

Воспрепятствовать французской переправе англичане рассчитывали, опираясь на превосходящие силы королевского флота, которые должны были помешать соединению французских эскадр из мест их базирования: крупнейшие из таких эскадр находились в Бресте (18 линейных кораблей и 6 фрегатов), Тулоне (соответственно 10 и 4), Рошфоре (4 и 5), Ферроле (5 и 2). Каждый из этих портов был блокирован превосходящей английской эскадрой - соответственно 20 линейных кораблей и 5 фрегатов для Бреста, 14 и 11 для Тулона, 5 и 1 для Рошфора, 7 и 2 для Ферроля; в дополнение к силам, осуществлявшим ближнюю блокаду, сильные британские эскадры были развернуты в Канале и подходах к нему - всего в обоих проливах 8 линейных кораблей и 18 фрегатов, плюс в эскадре, сторожащей голландский флот, - 9 линейных кораблей и 7 фрегатов; в эскадре, прикрывающей подступы к Ирландии - 6 фрегатов *.

* Коломб Ф. Морская война. М. - СПб., 2003, с. 296-299.

Очевидно, что англичане обладали значительным превосходством в силах, которые к тому же занимали выгодное положение, находясь относительно недалеко от своих портов - эти коммуникации, по крайней мере, не могли быть перерезаны благодаря британскому господству на море. Для того, чтобы "очистить" Ла-Манш, французам требовалось собрать свои сильнейшие эскадры вместе, каждый раз избегая фатального боя с превосходящими блокирующими эскадрами, привести их в Канал и там дать императору те несколько дней, в которых он нуждался для переправы армии на острова. С этой точки зрения, задача англичан была куда проще - их вполне устраивал статус кво и его оставалось лишь поддерживать, не давая французам прорвать блокаду. Задача осложнялась зависимостью парусных кораблей от ветра, который мог не дать им выйти из гаваней, а мог и позволить блокируемой эскадре выскользнуть, к примеру, из Бреста, в то время как блокирующая оставалась бы в полосе мертвого штиля. Другие вопросы - пополнение, отдых, снабжение продовольствием и боеприпасами, были удачно разрешены в период руководства Адмиралтейством лорда Сент-Винцента.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Научные проблемы создания высокоточного оружия флота
Объективно обусловленный законами цивилизации прогресс научной мысли и производительных сил, в развитии которого проходили образование, становление и эволюция отечественного регулярного военного флота, определил не только предпосылки, но и научно-производственную базу создания в XVIIIв. одного из ...