Трафальгарское сражение 200 лет

Задача французов была предельно сложна - победить англичан на море, где они были традиционно сильны, причем сделать это в очевидном противнику пункте, который, разумеется, без промедления получил бы всю мыслимую помощь кораблями и людьми. Работа над планом вторжения шла с начала войны и, вероятно, опиралась на проекты еще королевских армии и флота.

Первоначально предполагалось, что тулонская эскадра, пользуясь благоприятной погодой, прорвет блокаду и попытается оторваться от блокирующей эскадры Нельсона, базировавшейся на островах Ла-Маддалена в проливе Бонифачо между Сардинией и Корсикой. В случае удачи следовало, пользуясь превосходством в силах над любой вспомогательной эскадрой, которую британское Адмиралтейство могло послать на помощь Гибралтару, прорваться через этот пролив и следовать по обстановке к Ферролю, а лучше - к Рошфору. Брестская эскадра должна была проявлять всяческие признаки активности для того, чтобы связать блокирующую эскадру. Пользуясь этим, французская эскадра, составленная из сил базировавшихся в Тулоне и Рошфоре, двинется на север, но не через Канал, а вокруг Ирландии, демонстрируя намерение высадиться на этом острове. Лишь затем, вместо того, чтобы войти в Ирландское море, флот обогнет саму Великобританию и выйдет к Булони с севера. Здесь он прервет блокаду голландского флота и еще более усилится за счет голландских кораблей. Таким образом, в Даунасе союзный флот будет значительно сильнее сил, которые англичане смогут ему противопоставить (по расчетам Наполеона в Рошфоре и Лорьяне могут собраться до 16 линейных кораблей и 11 фрегатов, которым неприятель не сможет противопоставить соединенный флот в силу относительной внезапности направления удара, но лишь отдельные эскадры, которые будут без труда уничтожены), а, значит, будет возможно достижение локального господства на море для десантирования на английское побережье. Вывод ясен: ключ от Даунса лежит в Тулоне и ветрах с Йерских островов, которые должны будут помешать Нельсону вовремя пресечь попытку прорыва французов.

Однако тогда, в 1804 г., французы не смогли приступить к претворению в жизнь своего плана - 10 августа умер единственный действительно авторитетный французский флотоводец - Латуш-Тревилль, и Наполеон до 28 августа не мог выбрать, какую из посредственностей - Брюи, Вильнева или Розили - назвать его преемником. В сентябре уже операция не могла начаться, так как продолжать ее приходилось бы почти зимой в на редкость неспокойных северных морях. Зато с началом нового года в адмиралтействах французских портов закипела работа - флот готовился к чуть ли не первой активной кампании со времен экспедиции Гоша в Ирландию в 1796 г. По ходу дела планы императора претерпели довольно существенные изменения, основной целью которых были более успешная дезинформация противника и, одновременно, подкрепление собственных позиций в колониях. В двух письмах морскому министру Декре от 29 сентября 1804 г. Наполеон говорит уже о четырех экспедициях, одна из которых должна была упрочить положение французских вест-индских островных колоний - Мартиники и Гваделупы, захватив некоторые острова Карибского бассейна, другая - захватить голландский Суринам, третья - овладеть островом Св. Елены и оттуда наносить удары по английским постам и торговле в Африке и Азии. Четвертая должна была стать результатом взаимодействия Рошфорской эскадры, отправленной на помощь Мартинике, и Тулонской, посланной завоевывать Суринам. Эта последняя должна будет на обратном пути снять блокаду с Ферроля, присоединить находящиеся там корабли и встать на стоянку в Рошфоре, создав тем самым предпосылки для снятия блокады с Бреста и вторжения в Ирландию *. Наконец, 4 января 1805 г. был заключен франко-испанский договор, согласно которому Испания предоставляла в распоряжение французов не менее 25 линейных кораблей в Картахене, Кадисе и Ферроле: эти корабли должны были действовать совместно с французскими эскадрами с целью достижения господства в Канале.

* Там же, с. 301-306.

На практике, однако, планы французского императора были с самого начала их осуществления поставлены под угрозу суровой реальностью: 17 января 1805 г. из Тулона вышел Вильнев, однако вынужден был вскоре в силу сильного шторма вернуться обратно; 25 января из Рошфора отбыла эскадра Миссиеси, действительно добравшаяся до Вест-Индии и разорившая там британские владения - ей, впрочем, пришлось вернуться назад, так как Тулонская эскадра не смогла подойти; наконец, брестская эскадра адмирала Гантома не смогла преодолеть блокирующие силы лорда Корнуоллиса - а именно ее соединению с тулонской придавалось наибольшее значение в новых планах Наполеона. 29 марта эскадра Вильнева вновь вышла из Тулона и направилась к Карибским островам, 8 апреля она миновала Гибралтарский пролив. С этого момента она становится реальной угрозой безопасности самих Британских островов и на сцену выходит человек, опрокинувший в итоге все планы французского императора - адмирал лорд Нельсон. В этом человеке, в его биографии, подобно океану в капле воды, отразилась вся мощь и слава современного ему британского флота.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по технологическим наукам

Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях
В современной авиации гражданской и военной, в космической технике широкое применение получили реактивные двигатели, в основу создания которых положен принцип получения тяги за счёт силы реакции, возникающей при отбросе от двигателя некоторой массы (рабочего тела), а направление тяги и движения о ...