Трафальгарское сражение 200 лет

* * *

В 1800 г., после присоединения России к врагам Англии, последняя получила еще одного сильного противника на море: к мнению Петербурга очень внимательно прислушивались в Стокгольме и Копенгагене, а значит, существовала угроза объединения относительно сильных флотов северных держав против Англии, что поставило бы под сомнение британское морское превосходство. Новый поворот международной политики повлиял и на судьбу Нельсона - 1 января 1801 г. его произвели в вице-адмиралы синей эскадры (четвертой в табели о рангах) и направили заместителем командующего флотом на Балтике адмирала Гайд-Паркера. Эта эскадра должна была "попугать" северные дворы, по возможности предотвратив объединение их флотов и начало войны с Британией. 2 апреля 1801 г. Нельсон, проигнорировав прямой приказ вышестоящего адмирала ("Я слеп на один глаз, а потому имею право не все видеть"), атаковал и уничтожил датский флот на рейде Копенгагена. После победы при Копенгагене Нельсон получил титул виконта и стал командующим Балтийской эскадрой. Его активные действия на Балтике сыграли важную роль в отказе сначала Швеции, а потом и России от проведения наступательной антианглийской политики.

Амьенский мир на время прервал боевую карьеру Нельсона, однако отдохнуть от боев ему так толком и не дали. Агрессивная политика первого консула спровоцировала возобновление войны, в которой Нельсон впервые получил главное командование, причем на важнейшем театре военных действий - в Средиземноморье. Когда французы начали осуществлять свой план, его эскадра сторожила проход между Сардинией и Сицилией - во избежание нового прорыва французского флота в Египет и повторения Египетского похода 1799 г. Нельсон узнал о том, что французы прошли через Гибралтарский пролив лишь 16 апреля - спустя восемь дней - и поспешил в погоню. Вильнев, как и было запланировано, начал переход через океан, и Нельсон последовал за ним.

Около месяца эскадра Вильнева упрочивала французские позиции на островах Карибского моря, поджидая Нельсона. 10 июня 1805 г., узнав о прибытии сильной английской эскадры, Вильнев решает прервать операции на Карибах и отплывает в Европу - во исполнение планов императора. Тулонская эскадра по возвращении из Америки должна была деблокировать франко-испанские отряды в Ферроле, Рошфоре и Бресте и затем уже объединенными силами нанести удар в лоб - через Канал, или же, вновь обойдя Британские острова - с тыла (проект инструкции от 8 мая получен Вильневом в конце мая - начале июня, когда он все еще был в Америке). Однако неприятель вовремя узнает о начале обратного перехода Вильнева. Уже 12 июня английский командующий отдает приказ вновь поднимать паруса - эскадра возвращается к берегам Старого Света. Пока Нельсон не знает, куда в точности будет направлен удар французов - на Ирландию, как это уже не раз бывало, или в сам Канал, где они все-таки попытаются добиться господства; опять же непонятно, попытается ли Вильнев деблокировать другие французские и испанские отряды, и если да, то какие? С каждым новым боем Британское Адмиралтейство будет иметь больше времени для организации контрудара, а силы союзников будут все более и более истощаться. К этому времени их феррольская эскадра насчитывала уже 14 линейных кораблей, за которыми наблюдала эскадра Р. Кальдера всего из 10 кораблей, по 5 линкоров насчитывали блокируемая и блокирующая эскадра в Рошфоре, у Бреста также был достигнут паритет - обе стороны имели около 20 линейных кораблей. Таким образом, прибытие тулонской эскадры и запоздание Нельсона могло привести к резкому перекосу баланса сил в пользу союзников, которым они бы не преминули воспользоваться, в Канале.

Адмиралтейство, проинформированное о действиях Вильнева в Вест-Индии фрегатом "Курьер", посланным Нельсоном, и располагая относительно полной информацией о положении дел в Европе, поспешило предпринять соответствующие меры - усиленная эскадра Кальдера должна была воспрепятствовать деблокированию феррольского отряда Вильневом, навязав ему бой. 22 июля Вильнев с 20 кораблями был атакован силами английской блокирующей эскадры под Ферролем 15 кораблями. При таком неравенстве сил Кальдер смог захватить два испанских корабля, сократив, таким образом, превосходство противника в силах. Правда, один из его кораблей также был поврежден, и он должен был учитывать вероятность удара себе в тыл феррольской и, возможно, рошфорской эскадр противника. В итоге, он провел пленные корабли в Канал и пошел обратно в Ферроль. Здесь он обнаружил, что Вильнев не стал заходить туда, а удалился в Виго (исправляя повреждения?), а потому возобновил блокаду. Французский адмирал, однако, 30 июля вновь вышел в море и, пользуясь штормом, оттеснившим Кальдера к северо-востоку, прошел с 15 кораблями в Ферроль (остальные 3 он оставил в Виго в качестве госпитальных кораблей - на союзном флоте бушевали болезни). Таким образом, в Ферроле собралось 29 линейных кораблей союзников и Кальдер вынужден был отступить и присоединиться к эскадре Корнуоллиса. А 15 августа к объединенным силам Корнуоллиса и Кальдера под Брестом подошел Нельсон, с его прибытием численность английской блокирующей эскадры достигла 34-35 линейных кораблей, превосходство которых над противником было наглядно продемонстрировано Кальдером.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по технологическим наукам

Российско-германский энергетический пакт
Один из первых телеграфов, первые динамомашины, трамваи и электропоезда, лифты и еще много чего, вплоть до ноутбуков, – всем этим мир обязан компании Siemens. А Россия – еще и первыми телеграфными линиями, лампочками и электростанциями. Только обязана она не немецким Сименсам, а своим – российским ...