Организация комплекса и его функционирование

Совершенно очевидно, что сверхзадача - создание атомной бомбы в СССР - могла быть решена в экономике мобилизационного типа. В широком смысле феномен мобилизационной экономики - это стратегия выживания и сохранения национальной независимости в условиях противостояния двух экономико-политических систем: капиталистической и социалистической. Этот феномен - результат ориентации на построение социалистического общества в отдельно взятой стране при опоре на свои ресурсы и возможности. В условиях ядерного противостояния использовались ресурсы всех стран социалистической ориентации, а также новейшие достижения мирового научно-технического прогресса. Отсюда масштабные образовательные программы, беспрецедентные по размаху и результативности разведывательные операции, подчинённые главной цели - овладению секретами ядерного оружия.

В узком смысле феномен мобилизационной экономики - это серия конкретных мероприятий, прежде всего экономического и социально-политического характера. Именно в них наиболее ярко проявились усилия командно-административной системы по концентрации ресурсов государства на решение важнейшей задачи - создания мощного ракетно-ядерного щита, что слишком дорого обошлось народу. Впрочем, в решении атомной проблемы и демократической Америке тоже пришлось пойти на фактическое государственное планирование, на строжайшую секретность во всём.

Мобилизация ресурсов для атомной промышленности в условиях войны была трудным делом. Архивные документы свидетельствуют, как по личному распоряжению Сталина изыскивались и распределялись на стройки атомной индустрии каждая тонна металла, кубометр леса, моток провода и кусок мыла. Катастрофически не хватало продовольствия, поэтому появились распоряжения, которые сегодня тяжело читать. По постановлению ГКО от 8 декабря 1944 г. в качестве льготы за трудные условия труда 2 тыс. рабочих, занятых поиском урановой руды, позволялось выдавать второе блюдо и 200 г хлеба без вырезки талонов из карточки.

Вместе с тем, советское руководство принимало важные меры по материальному стимулированию работников атомного комплекса, прежде всего научно-технического и руководящего состава. 27-го марта 1946 г. состоялось совершенно секретное постановление Совета Министров СССР "О премиях за научные открытия и технические достижения в области использования атомной энергии и за работы в области комического излучения, способствующие решению этой проблемы". Было выделено 8 приоритетных проблем, за решение каждой из них руководителю работ назначалась первая премия в размере 1 млн. руб. Он представлялся Советом Министров к званию Героя Социалистического Труда, получал звание "Лауреата Сталинской премии" первой степени, дачу-особняк с обстановкой за счёт государства в любом районе СССР, а также легковую машину, имел право на заграничные научные командировки, финансируемые государством, через каждые три года сроком от 3 до 6 месяцев, получал двойной оклад на время работы в данной области и право бесплатного проезда в пределах СССР железнодорожным, водным и воздушным транспортом для себя и своей семьи, мог обучать своих детей в любых учебных заведениях страны за счёт государства. За решение проблем последующего уровня сложности устанавливались вторая, третья, четвёртая и пятая премии с несколько меньшим, но тоже очень существенным вознаграждением 6.

Эти условия были выполнены после испытания атомной бомбы. Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1949 г. "О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии" группа учёных и инженерно-технических работников получила с некоторым уточнением те поощрения, о которых речь шла выше. Среди них И.В.Курчатов, Н.А.Долежаль, В.Г.Хлопин, А.А.Бочвар, Ю.Б.Харитон.

Создание атомного комплекса породило особую форму производственно-бытовой инфраструктуры - закрытые города-заводы. Наибольшее скопление таких городов отмечалось на Урале. Они воспроизводили опыт его металлургической промышленности ещё демидовских времён (Невьянск, Нижний Тагил, Кушва, Кыштым, Касли, Златоуст и др.), когда эти социально-производственные структуры являлись наиболее типичными для горнозаводской промышленности края. Правда, у городов-заводов XVIII - XIX и XX веков имелись существенные различия. Если первые были широко открытыми индустриально-аграрными центрами, то вторые - строго закрытыми интеллектуально-производственными анклавами. В Советском Союзе таких атомградов насчитывалось 10 (Арзамас-16, Челябинск-70, Челябинск-65, Златоуст-36, Свердловск-45, Пенза-19, Красноярск-26, Томск-7) с населением 732 тыс. человек (1994 г.) 7.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по технологическим наукам

Автомобиль и власть
В каждой стране, большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...