Из истории еврейской общины Кюрасао

Остров был открыт в 1499 году в ходе третьей экспедиции Колумба и первоначально принадлежал Испании. В 1634 году остров был захвачен Голландией. Тогда же здесь появился первый еврейский поселенец, Самуэль Кохено, служивший переводчиком для Вест-Индийской Компании. В 1650 г. на Кюрасао проживало 12 еврейских семей. В 1651 году создается сельскохозяйственное поселение и община с синагогой «Микве Исраэль» («Надежда Израиля») в Йоденвейке близ Виллемстада. В 1654 г. прибывают переселенцы из Бразилии, и община увеличивается. Примерно тогда же возникает кладбище Бет-Хаим-Бленхайм (самое старое датированное надгробие относится к 1668 г.). В 1703 году была построена первая в самом Виллемстаде синагога, которая просуществовала недолго, и, наконец, в 1730 г. была построена синагога «Сноа», существующая по сей день и являющаяся самой старой непрерывно использующейся синагогой в Западном полушарии. В 1740 году еще одна синагога, «Неве Шалом», открывается в районе Отрабанда на противоположной стороне бухты. В 1750 году на острове проживало 2000 евреев, они составляли около половины его белого населения. Местные власти часто посылали евреев с дипломатическими поручениями в Венесуэлу и на соседние острова. С 1830-х годов евреи избирались в руководство местных совещательных органов, таких как Колониальный совет, они часто становились консулами Нидерландов в разных странах Северной Америки. В XIX веке возникло новое еврейское кладбище близ района богатых еврейских домов Шарло (Scharloo). Интересно, что надгробия на новом кладбище внешне более похожи на католические, чем на традиционные еврейские, по крайней мере, на знакомые нам католические памятники в Европе (на самом Кюрасао католические кладбища выглядят иначе, поскольку усопших хоронили не в земле, а в специальных саркофагах).

В 1864 году от общины отделяется реформистская группа, которая создает вскоре отдельную синагогу, Эммануэль, ставшую первой в мире реформистской сефардской синагогой. Среди отделившихся были самые богатые и ассимилированные члены общины, противопоставлявшие себя более традиционным евреям, но все же не готовые или не способные полностью ассимилироваться среди христиан и потому нуждавшиеся в собственной общинной структуре. Долгое время они не имели своего раввина и находились под патронажем реформистского раввина С. Адлера из нью-йоркской синагоги с тем же названием, Эммануэль. Реформистская община просуществовала до 1964 года, когда она объединилась с основной общиной «Микве Исраэль» под названием «Микве-Исраэль-Эммануэль». При этом было решено следовать реконструктивистскому ритуалу, более традиционному во внешних атрибутах, чем реформистский, но более прогрессивному в социальных аспектах. С 1930-х годов возникла также ашкеназская община.

Количество евреев на острове сокращается начиная со второй половины XIX века в результате эмиграции в США и другие страны, а также ассимиляции. В начале ХХ века насчитывалось несколько сот евреев, ныне обе общины, ашкеназская и сефардская, составляют примерно 300 человек.

Кюрасао сыграло необычную роль в годы Холокоста. В 1939 году советские войска оккупировали Восточную Польшу. Часть польских евреев с присоединенных территорий, среди которых были ученики и преподаватели знаменитых литовско-белорусских ешив, желала покинуть СССР, но для этого было нужно найти страну, готовую их принять. Многие отправились в Литву, но и та скоро была присоединена к Советскому Союзу. Помощь им оказал голландский консул в Каунасе Яан Цвартендийк, который начиная с июля 1940 года стал выдавать польским евреям разрешения на въезд на Кюрасао, точнее, подтверждение, что они могут въехать туда без визы. Сама Голландия уже была оккупирована немцами, но колонии оставались под властью нидерландской короны. Следовать через Европу было опасно, и польские евреи обратились к японскому консулу Сугихаре за транзитными визами, а, когда те были получены – к советским властям за выездными визами. В результате, в 1940-1941 годах около 2200 евреев, включая большинство учеников и преподавателей Мирской ешивы, через Владивосток достигли контролируемых Японией территорий, где они и находились до окончания Второй мировой войны. Никто из них не добрался до Кюрасао, но это и не было их целью. Цвартендийк и Сугихара были впоследствии признаны «праведниками народов мира» израильским институтом Яд-ва-Шем.

Другое по технологическим наукам

Баллистические ракеты с ядерными боеголовками для подводных лодок
У истоков отечественных работ по созданию морских баллистических ракет стоял академик Сергей Павлович Королев. Он был первопроходцем и основателем нового направления использования этого совершеннейшего “продукта” научной и конструкторской мысли. По проекту ОКБ-1 (НИИ-88), возглавляемого С.П.Короле ...