Теория общего блага и ее влияние на реформаторскую деятельность европейских монархов

Они могут делать своему государю только "почтительные представления без мятежа и ропота" в ответ на самую деспотическую акцию последнего, они могут и должны в ответ на насилие венценосца только лишь молиться Богу об обращении его на путь истинный.

В основе нравственности, по мысли Гоббса, лежит естественный закон - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей, поэтому добродетели и пороки людей обусловлены лишь разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Обязанности подданного, вытекающие из общественного договора, совпадают по своему содержанию с моральным долгом.

Государство, основанное на договоре, требует не только повиновения, но и гражданской добродетели, повиноваться надлежит не только за страх, но за совесть, для чего подданными и приносится присяга.

Общее благо вовсе не обязательно, подчеркнем это особо, является благом для каждого конкретного человека, но только для всего народа; оно определяется только лишь естественными законами, среди них: жизнь и здоровье человека, его экономическое обеспечение и собственность, его семейное благополучие и просвещение и т.д.

Для всех европейских философов характерна вера в государственный механизм, в государство, работающее, как машина (по-русски говоря, работающее, как часы), что требует порядка и дисциплины. Они не ведут к уничтожению человеческих страстей вовсе, но лишь приводят их к некоей норме, унифицируют, суммируют их, продуцируют единство воли, единство цели, единство силы. На этой основе, собственно, и создается государственная машина, в которой человеку отводится роль винтика с естественными правами.

Государю же вменяется в обязанность корректировать ход машины посредством: 1) наград материальных и духовных, 2) взысканий, вплоть до каторги с лишением всяческих прав. Поскольку государь все же человек и физические возможности его ограничены, вводится понятие "учреждение", которое и составляет государственный механизм. В отличие от средневековых корпораций, они управляются извне, "чужой волей", что и предполагает порядок, дисциплину и едва ли не абсолютное послушание. Круг замыкается.

Объем требований, предъявляемых к подданным, достаточно высок, и не каждый человек им соответствует. Признание естественных гражданских прав прямо пропорционально широте круга лиц, признаваемых гражданами и обратно пропорционально размерам свободы отдельного лица. Т.е. не за каждым подданным признаются естественные права гражданина; чем больше граждан, тем меньше прав у каждого из них, т.к. чем больше граждан, тем они хуже.

Абсолютизм всегда предполагает поэтому минимум прав гражданина, делает это нормой, что обязательно связано с ограничением личной свободы. Поэтому идеологи абсолютизма в Европе всегда ставили в своих рассуждениях на место исторически-конкретной личности, взятой во всем многообразии ее деятельности, некий усредненный шаблон, и по этому шаблону каждому отпускалась его доля свободы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Другое по технологическим наукам

Современное состояние в научной и инновационной сфере
Качественно новые социально-экономические и политические условия, сформировавшиеся в результате системных преобразований 90-х годов в России, выявили определенный застой в сфере научной и инновационной деятельности, сложившаяся модель которой не соответствовала требованиям нового рыночного уклада. ...