Техника и культура средневековья

История культуры оказывается непосредственно связанной спроцессом, начавшимся в конце первого тысячелетия нашей эры,продолжавшимся до XVI века и получившим название второйпромышленной революции.Духовное брожение и обновление, которое известно под названиемВозрождения (Ренессанса) сыграло заметную роль и возродилоинтерес к античному миру. Первым его признаком явился расцветискусств после долгих веков средневекового упадка, расцвет,возродивший художественную античную мудрость.

В этом смыслеДж. Вазари впервые употребляет слово rinascita, от которогопроисходит французский Renaissance и все его европейские аналоги.Еще один признак, способствовавший обновлению – постепенноераспространение и усовершенствование техники, которая, с однойстороны, изменяла социальные условия и образ мышления людей, сдругой – ставила новые проблемы.В Италии техническое возрождение началось в результатеколлективного стремления к защите и самосохранению в борьбепротив вторжений венгров и сарацинов. Укрепленные поселенияразрослись, приняв в себя поток сельского населения, которое искалоза оборонительными стенами убежища и свободы. Возросластоимость земель, прилегавших к ним. Это первый признакорганизации общества. Внутри стен таких первоначальных селений,превратившихся в города, народились средневековые ремесленники,искусные и деятельные, для которых жизнь слилась с трудом, а трудприобрел благородную окраску, неизвестную античности.Уже в Х веке стали подковывать тягловый скот, что позволилоиспользовать в сельском хозяйстве лошадей и решило вопрособработки каменистых почв; в результате оживилось земледелие. В XIвеке древний шейный хомут в сбруе лошадей и быков заменилиплечевым хомутом, который позволил в четыре раза увеличить силутяги упряжки.

Только в этом столетии началось совместноеиспользование нескольких тягловых животных, обеспечившее такоеувеличение энергии, какой до тех пор человечество не знало. Этопозволило, в свою очередь, ввести новый тип плуга – колесного,более тяжелого, чем прежний, с более удобными лемехами, глубжепроникающими в почву и лучше ее взрыхляющими.Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, гдепостоянно пересекаются пути естественнонаучного познания ибогопознания. Творческое устремление может включать в себя сугубонеортодоксальные элементы гностицизма и магии. Так называемая«натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией,алхимией и другими оккультными дисциплинами, в это время тесносплетается с начатками нового, экспериментального естествознания.Алхимия, приобретшая в XIII – XIV вв. двойственный: с однойстороны – рациональный, почти химический, с другой – духовный,«физико-мистический» лик, обязана этой метаморфозетрансформирующим друг друга влияниям технохимии, собственноалхимии и неоплатонических умозрений, начавшихся еще во временаэллинизма.Арабская химия – тот видимый источник, из которого черпалиевропейские алхимики начиная с XII – ХШ вв. Алхимические текстыVII – XI вв. до нас не дошли. В контексте католического преданияалхимические термины, заимствованные у арабов, вновь обретаютчерты былой духовности, притягивая многообразные знания, это одноиз объяснений возникновения европейской алхимии.

Был и иной путьпроникновения алхимии в Европу: знакомство с александрийскимитекстами, сохранявшимися почти тысячу лет в библиотекахитальянских монастырей.«Химия» арабов и тексты ранних алхимиков, пришедшие в Европучерез Италию, первоначально были восприняты как побудительныйимпульс к достижению заманчивой цели. Но лишь в собственномопыте европейских алхимиков – рукотворном и умозрительном – ониприобрели поучительную наглядность и обрели статус знания.Индивидуальное, авторское творчество приходит на сменусредневековой анонимности. Humanitas в ренессансном представленииподразумевает не только овладение античной премудростью, чемупридавалось огромное значение, но также самопознание исамосовершенствование. Задача воспитания «нового человека»осознается как главная задача эпохи. Греческое слово «воспитание»является самым четким аналогом латинского humanitas. Средние века иНовое время находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывногодиалога.Появляются новые источники энергии для нужд ремесел ипромышленности. В XI веке водяная мельница, которая была известнаеще александрийцам в I веке до н.э., широко распространяется наЗападе в различных формах в зависимости от местных условий(работающие на силе приливов – в Венеции, наливные – в речныхрайонах). В тот же период получает распространение и ветрянаямельница, появившаяся у арабов и пришедшая в Европу черезМарокко и Испанию.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другое по технологическим наукам

История монастырей
Тема моей работы- история русских монастырей X-XIIIвеков. Из истории мы много знаем об истории древнерусского государства, об исторических личностях, их деятельность, народе. А о культуре Древнерусского государства как показателе исторического развития народа в духовном и материальном плане мы ...