Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны

Директором завода в это время был Иван Кузьмич Лоскутов (родился в 1900 году). Член партии с 1919 года, участник гражданской войны. Окончил Ленинградский политехнический институт. С 1934 года он в коллективе горьковских автомобилестроителей. Его жизненный путь от рядового конструктора до директора крупнейшего предприятия страны характерен для многих автозаводцев. И. К. Лоскутов работал в Министерстве электростанций СССР и Госплане РСФСР. Дважды награждён орденом Ленина и другими орденами и медалями Союза ССР.

Перестройка предприятия шла по строго разработанному графику. По новому плану разместили в цехах оборудование, пересмотрели технологическую цепочку изготовления узлов и деталей. Сами изготовляли новые инструменты, штампы, приспособления.

Заводы города и области ("Красное Сормово", "Красная Этна", Горьковский металлургический, Павловский автобусный, Кулебакский металлургический и другие) оказывали большую помощь в своевременной поставке броневых корпусов танков, проката металла, нормалей, шофёрского инструмента, различных материалов.

Проявляя величайшее упорство, энергию, инициативу, коллектив Горьковского автозавода успешно осваивал новые производственные процессы, непрерывно наращивал выпуск танков и танковых моторов, миномётов и боеприпасов. Невероятным могло казаться раньше, что человек способен непрерывно работать 20-30 часов. Но когда Родина оказалась в опасности, рабочие, выполняя задания фронта, сутками не выходили с завода. Однажды поломался зубонарезной станок, на ремонт которого требовался недельный срок. Производственный график срывался. Исправить положение взялась бригада Николая Батурина. 36 часов непрерывной работы - и дефицитная деталь была сдана на сборку точно в намеченное время. В литейном цехе вышла из строя печь. Рискуя жизнью электрик Н. К. Сорокин вместе со своим помощником А. В. Луповым взялись отремонтировать печь, не охлаждая её. В асбестовых костюмах они трижды проникали внутрь печи. В тот же день она была отремонтирована. Срочный военный заказ был выполнен в срок.

Перестройка производства на военный лад самым тесным образом была связана с проблемой кадров. Тысячи автозаводцев ушли воевать, а фронт настоятельно требовал все новой продукции. На автозаводе, как и по всей стране, развернулось мощное патриотическое движение женщин за овладение производственными профессиями. Они заменили мужей и братьев, встали к станкам, настойчиво овладевали новыми специальностями, сутками не покидали цехов, выполняя военные заказы. Только за первый месяц войны на завод пришли более 1500 домохозяек. Практически не было такой профессии, которую бы не освоили советские патриотки. Когда Анна Мельникова проводила своего отца, кузнеца по профессии, на фронт, она стала трудиться на его месте. Упорство и настойчивость позволили ей достигнуть высокой выработки. Анна систематически выполняла по две с половиной нормы в смену. В октябре 1941 года, соревнуясь с кузнецом Н. К. Горбуновой, она установила рекорд. На штамповке готовой детали она выполнила пять норм, а её сменщица - четыре. Стала кузнецом и Анна Ложкина. Работая в бригаде знатного кузнеца Е. В. Куратова, молодая смазчица после смены подолгу задерживалась у ковочных машин, следила за работой нагревальщиков и кузнецов, овладевала их профессиональными секретами. Анна в совершенстве овладела сложной профессией, в последствии ей было присвоено звание лучшего кузнеца завода. Сборщица стержней литейного цеха Софья Ефремова, выполняя срочный заказ фронта, четверо суток не выходила из цеха. Одной из первых на автозаводе она была награждена орденом Ленина.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по технологическим наукам

Первые полеты
Когда 17 октября 1891 года публика хлынула в распахнутые двери выставки на Елисейских полях, «гвоздя» экспозиции – летательного аппарата «Эол» французского инженера Клемана Адера – уже не было на месте. Загадочная машина, о которой мало что знали даже вездесущие газетчики, исчезла с выставки за не ...