О предмете и объекте археографии
Термин "конвой" уже употребляется с легкой руки Д.С. Лихачева в кодикологии, где он обозначает литературное окружение какого-либо памятника в составе сборника. Возможно, на терминологию Д.С. Лихачева повлияло его хорошее знакомство с порядками, царившими на строительстве Беломоро - Балтийского канала им. Сталина. Термин оказался остроумным, но не совсем точным. Употребление его подразумевает, что какой-то один источник, выбор которого зависит от интересов того или иного исследователя, является в сборнике главным, остальные же - второстепенными, конвоирующими. Более правильным представляется термин "литературное окружение". Он предполагает априори равноправие всех входящих в состав сборника произведений.
В.П. Kозлов, как бы игнорируя факт применения термина "конвой" в кодикологии, вводит его с другим смыслом в археографию. Получается разносмысловое использование одного и того же термина в двух близких между собой отраслях гуманитарного знания. Термин "конвой", может быть, неплох как метафора для обозначения непосредственно примыкающих к тексту документа элементов научно-справочного аппарата. Перед текстом идет один "конвойный" - заголовок, за текстом - несколько других "конвойных": легенда, примечания, варианты. Вместе с тем такие "конвоиры", как археографическое предисловие и указатели, - это уже целые "армии" и "обозы", пространственно часто отделенные от текста отдельного документа (по крайней мере, в тех случаях, когда издается не цельный памятник, а сборник документов). Не слишком ли много "конвоев" - и в кодикологии, и в археографии?! Пожалуй, с ними мы окончательно утратим ощущение свободы.
Археография - наука очень конкретная, требующая детальных рекомендаций. В статье В.П. Kозлова она поднята на недосягаемую философскую высоту. Вот, например, его указания, которые, как мне кажется, относятся к проблеме составления заголовков и легенд: "Принцип идентификации документа в конвое персонализирует его вид, авторство, время (дату) создания, а также очерчивает стратиграфию документа, его копий и дубликатов. Этот принцип характеризует номинативную, временную, пространственную и авторскую принадлежность документа в среде его бытования, внутри и за рамками документальной публикации".
Можно ли отсюда вынести ясное представление о том, какой должна быть структура заголовков и легенд, какие сведения должны сюда включаться? Что такое "стратиграфия документа": шифр, место хранения? В заголовке обычно определяется не "вид", а разновидность или подразновидность документа. "Вид" - понятие слишком широкое, чтобы сразу применять его к отдельному документу.
Постулируя принцип "полноты конвоя", В.П. Kозлов не считает нужным подчеркнуть важность присутствия в нем всех основных видов указателей (именного, географического и предметно-терминологического). Очень хорошо, что В.П. Kозлов заявляет о "принципе преодоления фигуры умолчания". Но что же он под этим подразумевает? Оказывается, "обязательное пояснение в конвое всех особенностей документа". "Все" особенности документа невозможно объяснить даже в специальной монографии. А вот о недопустимости умолчания в легенде о предшествующих публикациях и упоминаниях документа, чем часто грешат наши археографы, В.П. Kозлов не говорит ни слова. Слишком "мелкая тема", недостойная широкого полета мысли автора?
Другое по технологическим наукам
Революционная парочка
Если бы Мэтью Боултон и Джеймс Ватт никогда
не встретились, промышленная революция, конечно, произошла бы, но могла быть
отодвинута на неопределенный срок. Однако Ватт и Боултон познакомились, и
революционный двигатель был запущен.
В последние десятилетия XVIII века для
Промышленной революции б ...