Отражение новой идеологии в облике Москвы. Советская архитектура 20-30-х годов.

Еще только-только установилась Советская власть, еще нетвердо стояла она на ногах, еще шла Гражданская война и было непонятно, "кто кого", а новая социалистическая идеология уже сказалась на .блике столицы. Сперва -- на названиях улиц и площадей. Театральная площадь стала называться площадью Свердлова, Большая Никитская -- улицей Герцена, Варварская площадь -- площадью Ногина, Патриаршии пруды -- Пионерскими, Тверская -- улицей Горького, Знаменка -- улицей Фрунзе . Безликие новые названия приживались c трудом, что особенно хорошо видно сейчас, когда возвращаются историче ские.

Далее были демонтированы памятники Александру II, Алескандру III и генералу М.Д Скобелеву. Вместо старых монументов возводили новое. В честь первой годовщины Революции их было открыто целых тр и: временный памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу на площади Революции, мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов" на Сенатской башне Кремля, и памятник-обелиск выдающимся мысли bелям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся в Александровском саду. Обелиск представляет собой четырехгранный шпиль из серого гранита, установленный на кубическом основании. Архитектор монумента -- Н.А. Всеволжский. На обелиске высечены имена Маркса, Энгельса, Кампанеллы, Бакунина, Чернышевского, Герцена и др. По основанию высечены надписи: "РСФСР" и ниже -- "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

В Москве множество памятников Ленину, начиная от Мавзолея (об этом позже) и заканчивая мемориальными досками, которые отмечают посещение Лениным того или иного завода или предприятия. Памятный знак-камень установлен даже на месте покушения на Ленина 30-ого августа 1918 г. Наиболее известные памятники -- на территории локомотивного депо Октябрьской железной дороги (1925 г.) и на Советс кой (бывш. Тверской) площади, перед зданием Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма пр ЦК КПСС (1940 г.). Кстати, там же до 1918 г. располагался памятник Скобелеву, отчего площЕ дь с 1912 до 1918 гг. называлась Скобелевской.

За памятниками пошли храмы и монастыри: их закрывали, разбирали, взрывали. Так были уничтожены Страстной монастырь (1937), Никитский (1935), частично Зачатьевский, Златоустовский, Сретенский и мно гие другие. Те, что не стирались с лица земли, закрывались, и в "освободившихся" зданиях размещались какие-нибудь культурные организации, как, например, филиал Музея древнерусского искусства церкви Покрова в Филях.

В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя (энциклопедия "Москва" 1980-ого года издания стыдливо сообщает: был разобран в связи с реконструкцией Москвы). На его месте предполагалось возвести огро мный Дворец советов. В 1931 г. проводился конкурс на лучший проект Дворца. Из всех представленных предпочтение было отдано проекту Б.М. Иофана, предлагавшему сделать Дворец доминирующим зданием во всей системе центра Москвы.

Это должен был быть символ победы над "старым миром", не только общественное здание, но и памятник Ленину, который было решено установить на вершине здания. (Этакий храм Ленина на месте храма Х риста.) Общая высота здания по плану -- 420 метров. Оно бы "задавило" и Кремль, и самые высокие ближайшие строения. Даже колокольня Ивана Великого рядом с таким Дворцом смотрелась бы просто крохотной (ее высота -- 81 метр).

Строительство было начато, подведено метро "Дворец Советов", успели даже положить специальный фундамент чашеобразной формы. Предполагалось, что это защит здание от землетрясений и прочих ко лебаний, если такое вдруг случится. И построили бы его, если бы не Великая Отечественная война. Высокопрочная хромедистая сталь пошла на изготовления орудий и снарядов, стройку забросили. Вт .рая попытка возвести-таки Дворец Советов была сделана уже в конце 50-х годов, но тоже неудачно. Кончилось тем, что чашеобразный фундамент превратили в бассейн "Москва".

Но это не значит, что "храм Ленина" так и не был возведен.

(Известно, что свято место пусто не бывает.) Он был, и был еще до попытки построить Дворец Советов, и есть по сей день. Это -- Мавзолей.

Всего Мавзолеев было три: два временных, деревянных, и постоянный, каменный. Все они были сооружены по проекту А.В. Щусева, причем архитектура строения почти не менялась. Он задумывался, во-пер вых, как гробница Ленина, во-вторых, как вечный памятник, и, в-третьих, как трибуна для торжественных выступлений. С 26 января 1924 г. Мавзолей постоянно охраняется (Пост N 1). Каменный Мавзолей построен в 1929 г. Он выполнен из мрамора, порфира, гранита и других ценных пород. Основное сочетание цветов -- красного, черного и серого -- придает всему сооружению торжествен ность. Это впечатление усиливается отсутствие каких бы то ни было украшений. Венки и букеты расположены в строгом порядке, часовые вымуштрованны, стоят -- не шелохнутся. Четкий порядок -- лучшая красота, этот принцип еще не раз будет использоваться в истории советской культуры.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по технологическим наукам

До полной ocтановки
Говорите, тормоза придумали трусы? Что ж, хвала им, быстро сообразившим, что даже гужевой повозке, если, конечно, запрячь в нее не пару флегматичных волов, а четверку бодрых скакунов, просто необходимо какое-то приспособление для быстрой остановки. Тормоза первых автомобилей были построены по г ...