Тактика бронетанковых войск в 1939—1945 гг.
Легкие танки
При своем появлении эти танки несли явные следы происхождения от танкеток, только с увеличением размеров и расширением возможностей. К 1935 г. многие из них состояли на вооружении, включая германский Pz-I и легкие танки «Виккерс». В это время такие конструкции рассматривались прежде всего как учебные машины для сколачивания и подготовки танковых частей, пока не появится возможность оснастить их машинами, более подходящими для боевых условий. По необходимости многие эти машины использовались в качестве разведывательных - роль, для которой незаметность и скрытность имеют куда большее значение, чем огневая мощь и защищенность.
Средние танки
Следующими на весовой шкале стояли средние танки. В этой области различные военные доктрины, принятые государствами, породили и различные определения, что же такое средний танк. В Великобритании и Советском Союзе придерживались мнения, что часть средних танков должна представлять собой крейсерские (быстроходные), предназначенные для действий в составе самостоятельных кавалерийских или бронетанковых соединений, в то время как другие средние танки должны оснащаться усиленным бронированием для решения задач непосредственной поддержки пехоты. В противоположность этому в Германии просто пришли к единому многоцелевому среднему танку, каким стал Pz-III. Когда потребовалась более мощная огневая поддержка, был разработан лучше вооруженный и бронированный танк Pz-IV. В конце концов Pz-IV был превзойден серией танков Т-34 и танком «Пантера». В таком ,состоянии средние танки достигли своей зрелости.
Тяжелые танки
Хотя до 1939 г. было разработано множество проектов, лишь немногие двинулись дальше чертежной доски. Только в Советском Союзе находились на вооружении такие гиганты, как Т-35. В свою очередь Т-35 был создан под значительным влиянием танка «Индепендент», разработанного «Виккерс-Армстронг» в коммерческих целях, но построенного в единственном прототипе и не удостоившегося заказов. Тяжелым танкам отводилась роль танков прорыва, прокладывающих путь сквозь оборонительные позиции за счет превосходства огневой мощи и защищенности - подвижность имела меньший приоритет среди других параметров. Германский «Тигр» и советский КВ были тяжелыми танками, типичными для времен Второй мировой войны.
Состояние на 1940 г.
К 1939 г. ряд вновь разработанных танков казался готовым к боевому применению. Танкетки еще воевали против танкеток в Южной Америке, а немногочисленные советские и германские танки сталкивались в ходе гражданской войны в Испании. Пожалуй, главным уроком Испании стали проблемы оперативного снабжения и технического обслуживания танков. Развитие танков шло при весьма туманном представлении о том, как обслуживать их в полевых условиях и как их многочисленные агрегаты будут выдерживать жесткие условия эксплуатации. Первые демонстрации «бронетанковой мощи» - такие как введение германской армии в Рейнскую демилитаризованную зону в 1936 г. и вступление в Чехословакию в 1938 г. - были отмечены рядами брошенных Pz-I и Pz-II по обочинам дорог; интервенция в Испании дала похожие результаты. К 1939 г. было определено большинство факторов, влияющих на износ деталей и узлов, приняты соответствующие меры, но тем не менее большинство танковых операций начала войны сопровождалось потерями, вызванными скорее техническими причинами, чем действиями противника. В частности, это можно увидеть на примере Великобритании. Британские конструкции танков в целом отличались низкой надежностью, но наихудшим вариантом оказался крейсерский танк «Ковенантор», на который возлагали немало надежд. Созданный в конце 1930-х, «Ковенантор» стал примером того, как позднее осознание необходимости в большом количестве танков отзывается спешной разработкой, непродуманной конструкцией и нехваткой основных агрегатов. Несмотря на колоссальные усилия, приложенные к устранению многочисленных недостатков конструкции, решить эту задачу не удалось: из 1800 построенных танков ни один не годился для боя. В проекте многие британские крейсерские танки смотрелись хорошо. Устанавливавшаяся на них (включая злополучный «Ковенантор») подвеска типа Кристи обеспечивала хорошую проходимость и высокую скорость на местности - качество, часто позволявшее танкам избегать поражения, - но только до момента выхода из строя. А большинство британских танков, к сожалению, были весьма ненадежны.
Другое по технологическим наукам
Научный подвиг «Ньютона электричества»
Имя Ампера
дано одной из основных электрических единиц. Теперь тысячи людей произносят
слово «ампер», почти ничего не зная об этом человеке. В то время, как бренное
тело его превратилось в прах, его имя стало достоянием человечества.
Французский
академик Д. Бертло
Тринадцатилетний
ав ...