Водолаз

Каждый бывает хоть на несколько секунд водолазом, когда ныряет. Искусные ныряльщики еще 4 тыс. лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоценные раковины.

Трудное и опасное это дело. Редкий ныряльщик может продержаться под водой больше двух минут: нырнул — и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух. Первым подводным аппаратом был водолазный колокол (высота —2,4 м, диаметр —1,5 м), изобретенный английским ученым Галлеем. Он был сделан из дерева и обшит свинцовыми листами. Наверху имелся иллюминатор, а внизу крепился свинцовый груз. Воздух подавался из двух поочередно спускаемых на тросе бочек. Водолазу воздух подают по резиновой трубке — шлангу. Теперь человек может работать под водой по нескольку часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное белье, а сверху «рубаху» — резиновый костюм, к которому привернут металлический шлем со стеклянными окошками. Чтобы вода не вытолкнула на поверхность, водолазу вешают на спину и на грудь свинцовые грузы, а чтобы легче было стоять головой вверх, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подметками. Опускают его в глубину на прочной веревке. В таком тяжелом костюме человек неповоротлив. А ведь как хочется плавать, словно рыба!

И придумали для этого другой костюм: легкий, без свинцовых грузов и свинцовых подметок. Шланга нет: воздух водолаз берет с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью надетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет. Водолаз — мастер на все руки. Под водой приходится бывать и электросварщиком, и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником. Строят гидроэлектростанцию, шлюз, мост через реку, прокладывают подводный кабель или трубопровод — без водолаза не обойтись. И конечно же водолаз — это тот, кто заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль.

Другое по технологическим наукам

Первые полеты
Когда 17 октября 1891 года публика хлынула в распахнутые двери выставки на Елисейских полях, «гвоздя» экспозиции – летательного аппарата «Эол» французского инженера Клемана Адера – уже не было на месте. Загадочная машина, о которой мало что знали даже вездесущие газетчики, исчезла с выставки за не ...