Подводная лодка В. Бауэра
В 1854 году баварский уроженец Вильгельм Бауэр (Bauer, Sebastian Wilhelm Valentin, р. 23 дек. 1822, Диллинген, Германия - ум. 20 июня 1875, Мюнхен, Германия) обратился к русскому правительству с предложением построить подводную лодку (он называл ее гипонавтический аппарат) и подводный корвет с 24 пушками.
Обращению к русскому правительству предшествовала довольно долгая история. Токарь по первоначальной специальности, Бауэр служил в баварской армии сначала в кавалерии, затем в артиллерии, где дослужился до капрала. Во время войны между Германией и Данией, когда датский флот нанес серьезные удары по немецким берегам, Бауэр загорелся идеей создания подводных судов, способных из-под воды препятствовать нападению неприятельских судов.
В 1850 году на средства, предоставленные шлезвиг-гольштинской армией, несколькими адмиралами и частными лицами, в Киле была построена 1-я подводная лодка Бауэра Der Brandtauscher (подводный брандер). Вследствие недостаточных технических знаний изобретателя опыт оказался неудачным - в 1851 году подводная лодка Бауэра затонула в Кильской гавани. Поднятая впоследствии, она хранится ныне в музее морского училища.
Попытки Бауэра заинтересовать своим изобретением Пруссию и Австрию не имели успеха. Затем Бауэр обратился в Англию, где пользовался несколько лет покровительством принца Альберта (супруга королевы Виктории), но и в Англии отказались от его услуг. Потерпев неудачу и в США, Бауэр решил попытать счастья в России, где нашел, наконец, применение своим изобретениям.
"Нижеподписавшийся имеет у себя модель изобретенного им гипонавтического снаряда (способного двигаться под поверхностью моря), имеющего целью подводные военные действия. Такой снаряд . в виде тюленя движется посредством газовой силы, вместо паров со скоростью, равной скорости парохода по всем направлениям, как на воде, так и под поверхностью воды, этот снаряд, управляемый находящимися в нем людьми, может подходить невидимо для неприятеля под килем его кораблей . По сделанным мною самим опытам, снаряд представляет достаточное количество атмосферного воздуха для пяти человек на 8 часов, причем нет надобности в сообщении с наружным воздухом или в химическом воспроизведении кислорода. Когда же пришлось бы (например, при блокаде) пробыть более осьми часов на глубине до 150 футов, тогда можно возобновить воздух помощию поднятого кожаного рукава длиною в шестьдесят футов, причем не требуется, чтобы снаряд поднимался на поверхность, да и самый находящийся у рукава поплавок таким образом окутан морскою травою, что не может послужить указателем присутствия снаряда; когда по истечении 20 минут возобновление воздуха свершится, то рукав вдвигают, впредь до надобности, в снаряд.
У снаряда находится шесть петард, заряженных каждая 600 фунтами пороху, да одиннадцать бомб, установленных таким образом, что сам управляющий снарядом, не выходя из него, прикрепляет их к килю неприятельского корабля, посредством механизма, приводимого в действие изнутри снаряда. Прикрепление же происходит без шума или удара, в пятнадцать секунд, в течение которых снаряд, посредством двух крюков, находящихся на передней и задней его частях, так прикрепляется к килю неприятельского корабля, что не отстанет ни при перемене курса корабля, ни от волнения . Снаряд снабжен ракетными поплавками, выбрасывающими от 170 до 300 ракет разом в коническо-спиральном виде; эти поплавки производят страшное действие, но неприятелю их на воде нелегко распознать".
(Из докладной записки, "гипонавта" Вильгельма Бауэра в Морское министерство России 13 марта 1853 года.)
Бауэру была предоставлена возможность построить на гальваническом заводе герцога Лейхтенбергского свою подводную лодку и изготовить модель подводного корвета с 24-мя пушками в 1/12 натуральной величины в собственной мастерской. Бауэр потребовал, чтобы ему, кроме денежного вознаграждения, было присвоено звание подводного инженера, он был зачислен на действительную службу в морское ведомство и получил мундир вольного инженер-механика.
2 ноября 1855 года лодка была доставлена на берег Обводного канала, 3 ноября спущена - положена боком на баржу и в таком положении проведена под мостом. Баржа села на мель, треснула, заполнилась водой. Попытки снять баржу с мели из-за сильных морозов не удались и подводная лодка вместе с баржей зазимовала в Обводном канале. На подводную лодку для ее охраны и последующего обслуживания был назначен экипаж, первым командиром которого стал лейтенант Крузенштерн, которого сменил лейтенант Федорович (при нем и прошли основные испытания подводной лодки Бауэра).
20 мая 1856 года подводная лодка Бауэра была направлена в Кронштадтский порт для испытаний. В книге Д. Голова "Подводное судоходство" эта подводная лодка называется "Морской черт", но архивными документами это название не подтверждается. Прообразом своей подводной лодки Бауэр считал дельфина, поэтому корпус лодки в поперечном сечении был эллиптическим.
Другое по технологическим наукам
Научный подвиг «Ньютона электричества»
Имя Ампера
дано одной из основных электрических единиц. Теперь тысячи людей произносят
слово «ампер», почти ничего не зная об этом человеке. В то время, как бренное
тело его превратилось в прах, его имя стало достоянием человечества.
Французский
академик Д. Бертло
Тринадцатилетний
ав ...