Подводная лодка Акула

Первоначальный проект подводной лодки "Акула" водоизмещением 400 тонн, первой "большой" подводной лодки, был представлен в Главный морской штаб в январе 1905 года. Проект был одобрен Морским техническим комитетом 3 мая 1905 года. Однако, за неимением соответствующих кредитов, решения о постройке принято не было.

В сентябре 1905 года И.Г. Бубнов выступил с предложением о замене бензиномоторов на двигатели Дизеля. Предложение было принято. В начале ноября 1905 года начальник Балтийского завода ходатайствовал о выдаче наряда на постройку подводной лодки, который и был выдан в феврале 1906 года, но без обеспечения финансирования. В апреле 1906 года на постройку двух подводных лодок "Минога" и "Акула" было отпущено 200 тыс. рублей, поэтому строительство подводной лодки "Акула" не было начато и почти весь 1906 год ушел на переговоры с поставщиками оборудования. На подводной лодке "Акула" предполагалось устанавливать двигатели Дизеля мощностью 300 л.с. Такие двигатели изготавливались "Соединенными машиностроительными заводами Аугсбург-Нюренберг" для французских подводных лодок. Завод "Л. Нобель" взялся за изготовление таких же двигателей по более низкой цене, поэтому предпочтение было отдано русскому заводу. В августе 1906 года начальник Балтийского завода предложил строить подлодку "Акула" всецело на ответственность завода по предложенным им техническим условиям. Согласие на постройку последовало в декабре 1906 года. В январе 1907 года были выданы заказы на три двигателя Дизеля заводу "Л. Нобель" и на поставку аккумуляторной батареи заводу "Мэто" в Париже.

Главная задержка в постройке лодки объяснялась поздней поставкой двигателей Дизеля, которые были изготовлены и испытаны лишь в марте 1909 года. Спуск подводной лодки на воду состоялся 22 августа 1909 года и в октябре 1909 года подводная лодка ушла в Бьерке-Зунд для предварительных заводских испытаний. При испытаниях выяснилась необходимость увеличения мощности гребного электромотора с 225 л.с. до 300 л.с. , установки волнорезных щитов на подводные минные (торпедные) аппараты, а также замены гребных винтов. 20 мая 1910 года "Акула" была введена в док в Кронштадте, где и были выполнены эти переделки.

В конце июля 1910 года "Акула" вновь ходила в Бьерке на испытания, где выяснилась полная непригодность новых гребных винтов, изготовленных фирмой Цейзе. В августе "Акула" снова встала в док, где новые винты были заменены на старые, с которыми и завершили подготовительные испытания, за исключением стрельбы минами, которых в наличии не было.

20 октября "Акула" вышла из Петербурга в Ревель. В Морском канале перескочили через затонувшую баржу, причем серьезно повредили правый винт, погнули ограждение среднего винта и сожгли мотылевый подшипник левого дизеля, вследствие чего дошли до Ревеля под одним средним дизель-мотором. Поэтому испытания пришлось перенести на 1911 год. В марте 1911 года на "Акуле" в Ревельском плавучем доке был установлен третий комплект винтов, после чего приступили к сдаточным испытаниям. Для замены лопнувшей фундаментной рамы у дизеля левого борта "Акула" возвраща лась в Петербург и в начале августа снова пришла в Ревель, где в сентябре закончила испытания.

Скорость подводной лодки "Акула" не достигла предполагаемых проектных величин:

- надводная скорость вместо 16 узлов была 11,5 узлов;

- подводная скорость вместо 7 узлов составила 6,5 узлов.

Ввиду невозможности увеличения скоростей подводная лодка "Акула" была принята в казну и зачислена в состав действующего флота. Первым командиром подводной лодки "Акула" был старший лейтенант С. В. Власьев.

Подводная лодка "Акула" представляла собой окончательно сформировавшийся тип "русской" подводной лодки - однокорпусная с размещением главного балласта в оконечностях и послужила прототипом для последующих подводных лодок конструкции И.Г. Бубнова типов "Морж" и "Барс".

Участвовала в 1-й мировой войне. Совершила 16 боевых выходов. 14-15 октября 1914 года совместно с подводными лодками "Е-1" и "Е-9" прикрывала постановку минного заграждения крейсерами "Рюрик", "Адмирал Макаров" и минным заградителем "Енисей" к западу от острова Борнхольм. "Акула" была первой отечественной подводной лодкой, применившей метод поиска противника в море, до этого подводные лодки ожидали противника на определенных позициях. В ноябре 1915 года на подводной лодке "Акула" на палубе надстройки позади рубки были установлены палубные крепления для 4 мин заграждения. 27 ноября того же года "Акула" под командованием капитана 2 ранга Н.А. Гудима вышла в 17-й поход к Мемелю, предполагая поставить там мины. Из похода лодка не вернулась. Причины и место гибели лодки остались неизвестными.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Создатель уникальной шаболовской радиобашни
Среди образцов отечественного инженерного искусства особое место занимает Шуховская (как ее часто называют) радиобашня на Шаболовке, уже многие десятилетия украшающая архитектурный ансамбль Москвы. Стройное, устремленное ввысь, будто невесомое, металлическое сооружение, высотой более 150 м хор ...