Начало советского ракетостроения

Когда Королев стал Генеральным конструктором ОКБ, НИИ Тепловых Процессов стал научно-исследовательской базой его разработок. Заместителем директора и научным руководителем института с 1926 по 1961 год становится М.В.Келдыш – «главный теоретик» космических исследований, как называла его советская пресса, скрывая его имя. (Имя Королева пресса также скрывала, называя его «Главным конструктором»). М.В.Келдыш руководил также Отделением Прикладной Математики, Математического института им.Стеклова Академии Наук СССР (это отделение стало потом самостоятельным институтом).

Заместителями директора НИИТП были (в разное время) такие крупные ученые, как В.С.Авдуевский (занимавшийся аэродинамикой, гидромеханикой и теплопередачей), Г.И.Петров (Главные работы – в области газовой динамики и космической аэродинамики) и руководящий институтом теперь, занимающийся теорий горения и силовыми установками А.П.Ваничев. В институте работали технический директор проекта «Аполлон – Союз» и летчики-космонавты А.С.Елисеев и А.А.Серебров. (Прим. ред.).

Но основная работа РНИИ была сосредоточена на ракетах, ракетных двигателях и ракетопланах.

Группа С.П.Королева в 1934 .1939 годы продолжает активно проектировать ракетопланы и крылатые ракеты. Так ею была спроектирована крылатая управляемая ракета 301 с двигателем В.П.Глушко ОРМ-65 (аэроторпеда) – прототип современных ракет воздух-воздух и воздух-земля. Ракета предназначалась для пуска с тяжелого бомбардировщика ТБ-3 на расстояние до 10км. Она имела размах 2,2м, длину 3,2м и стартовый вес 200кг. Проводились летные испытания этой ракеты.

В 1937 .1938 годах группой С.П.Королева был построен планер РП-318-1, снабженный реактивным двигателем. На котором в 1940 году совершил полет летчик Б.П.Федоров.

Первый полет реактивного самолета состоялся 15мая 1942 года и окончился неудачно. Самолет, сконструированный профессором В.Ф.Болховитиновым (зав. кафедрой Военно-Воздушной Инженерной Академии им. проф. Жуковского) разбился, летчик Бахчиванджи погиб. (Прим. ред.)

В декабре 1937 года на вооружение Военно-Воздушных Сил были приняты реактивные снаряды, подвешиваемые под крылом самолета. Они устанавливались на истребителях И-15, И-16, И-153 и бомбардировщиках СБ. Позже, в боях против немецких фашистов «Эрэсы», как их называли, успешно применялись на истребителях Яковлева и Лавочкина, штурмовиках Ильюшина и других самолетах.

Наиболее важным результатом всех советских довоенных усилий в конструировании ракетного оружия было создание установок «Катюша», представлявших собой батарею крупнокалиберных ракетных снарядов, установленных на подвижную платформу (в частности, на автомашину). Давая мощный залп в течение короткого времени, они были эффективны при поражении площадных целей, подвижность (они могли менять боевую позицию после каждого залпа) делали их практически неуязвимыми.

Части, вооруженные реактивными установками были созданы в конце 30-х годов, входили в состав резерва Верхнего командования и назывались гвардейскими минометными частями. К концу 1945 в Советской Армии было свыше 500 дивизионов реактивной артиллерии. Они сыграли значительную роль в победе над Германией. Попытки немцев противопоставить «Катюше» пяти-, шести- и десятиствольный миномет (так называемого «Ванюшу») оказались неэффективными. Вопросами устойчивости ракет в РНИИ занимался Б.В.Раушенбах, теоретическими исследованиями А.А.Штернфельд.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по технологическим наукам

По стопам еврейских работорговцев
Одно из моих хобби – путешествовать по местам, связанным с еврейской историей. В конце ноября, воспользовавшись выходными и Днем Благодарения, мы с женой и сыном отправились на неделю в незабываемую поездку на остров Кюрасао в Карибском море, который я давно мечтал посетить. Когда-то евреи составл ...