Противолодочные ракеты

Появление в составе флотов ведущих мировых держав подводных лодок с атомной энергетикой, быстрый рост их тактико-технических характеристик (скорости, глубины погружения, скрытности, эффективности наступательного и оборонительного оружия) обусловило расширение поисковых работ по совершенствованию противолодочного оружия. В ВМФ в начале 50-х годов была создана первая противолодочная самонаводящаяся торпеда СЭТ-53, предназначенная для вооружения подводных лодок и надводных кораблей.

В начале 60-х годов завершилась разработка новых реактивных установок РБУ-6000 и РБУ-1000 системы “Смерч” для надводных кораблей различных классов. В то же время происходило развитие гидроакустических средств обнаружения подводных и надводных целей, возрастали дальности взаимного их обнаружения. Это обусловило тенденцию значительного увеличения дистанции противолодочных атак. Задачу поражения подводных лодок на больших расстояниях и в кратчайшее время могли обеспечить специальные противолодочные ракеты.

Первый комплекс противолодочных ракет РПК-1, поступивший на вооружение противолодочных авианесущих крейсеров “Москва” и “Ленинград”, был с неуправляемой баллистической твердотопливной ракетой. В него входили спаренная пусковая установка и система управления, которая вырабатывала исходные данные для стрельбы по целеуказанию от собственной корабельной гидроакустической станции или от противолодочных вертолетов. Поражение подводных лодок обеспечивалось специальной боевой частью на дистанциях от 10 до 28км и на любых глубинах. Главным конструктором комплекса был Н.П.Мазуров.

В 60-е годы для вооружения многоцелевых и ракетных подводных лодок был создан противолодочный ракетный комплекс РПК-2. Головным разработчиком комплекса являлось Свердловское машиностроительное конструкторское бюро “Новатор”, которое возглавлял Л.В.Люльев.

Твердотопливная баллистическая ракета стартовала из торпедных аппаратов калибра 534мм с глубины до 50м двигалась на подводном участке и в воздухе под маршевым двигателем. В конце воздушного активного участка производилось “обнуление” тяги маршевого двигателя и далее, после пассивного участка траектории, ракета вместе со специальной боевой частью заглублялась и на заданной глубине происходил взрыв.

Систему управления разрабатывал конструкторский коллектив под руководством А.С.Абрамова. Автономная инерциальная система управления осуществляла стабилизацию и движения ракеты по заданной траектории на всех ее участках.

Оригинальными были на ракете решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывающиеся после вы хода ракеты из торпедного аппарата. Дальность стрельбы РПК-2 составляла от 10 до 40км. Целеуказание обеспечивалось от гидроакустического комплекса подводной лодки.

В 70-80-е годы этой же кооперацией разработчиков был создан более совершенный комплекс с противолодочными ракетами, также стартующими из-под воды из торпедных аппаратов подводной лодки. Вскоре такой комплекс стал устанавливаться на надводных кораблях. В процессе создания таких комплексов разработчикам пришлось решать сложные научно-технические проблемы, связанные с ударостойкостью аппаратуры и управлением на столь сложной траектории: подводный участок - активный воздушный участок - отделение торпеды - парашютирование - приводнение - заглубление - поиск целей по программе - захват цели и самонаведение.

В качестве головной части в них использовалась малогабаритная самонаводящаяся торпеда разработки НПО “Уран” под руководством Главного конструктора В.А.Левина, с активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения. Разнообразие условий движения, ударных и вибрационных перегрузок предопределил увеличенный объем экспериментальных работ и опытных пусков ракет, прежде чем комплекс был принят на вооружение ВМФ.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Системы контроля давления в шинах
Интерес к проблеме контроля давления в шинах в последнее время значительно возрос, и произошло это благодаря тому, что в США вступает в силу требование Национальной администрации по безопасности на транспорте (NHTSA) об обязательном наличии датчиков давления на всех новых автомобилях 2006 модельно ...