Наследники “Орла” - первенца русского флота

На Балтике флот, находившийся в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Ревеле (Таллине), в результате срыва Брестского договора Л.Троцким оказался под угрозой захвата его белофиннами и германскими войсками, высадившимися в Финляндии. В феврале 1918г. начался знаменитый Ледовый поход Балтийского флота, который возглавил бывший капитан 1-го ранга А.Н.Щастный. 19-24 февраля из Ревеля в Гельсингфорс были переведены 55кораблей и судов. 12марта из Гельсингфорса в Кронштадт вышли линкоры “Севастополь”, “Гангут”, “Петропавловск” и “Полтава”, крейсера “Богатырь”, “Рюрик” и “Адмирал Макаров”. Через пять суток отряд без потерь прибыл в Кронштадт. Линейный корабль “Андрей Первозванный” при содействии двух малых ледоколов с 4 по 10апреля благополучно довел до Кронштадта второй отряд. Третий отряд насчитывал 167боевых кораблей и транспортов со слабыми корпусами - эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей, тральщиков и подводных лодок. Последним кораблям 7апреля приходилось отдавать швартовы под пулеметным огнем финских белогвардейцев.

24 апреля в Кронштадт прибыли 16судов из Котки. Кроме того, по железной дороге из Ревеля и Гельсингфорса были вывезены две авиабригады Балтийского флота,

Всего в Кронштадт прибыло 236боевых кораблей и вспомогательных судов из 350, находившихся в Ревеле, Котке и Гельсингфорсе. Кроме кораблей и самолетов, из этих портов были вывезены запасы вооружения, военной техники и снаряжения.

В результате интриг и личной неприязни Троцкого к руководителю Ледового похода Щастному последний был вскоре арестован, обвинен в измене и приговорен Высшим революционным трибуналом при ВЦИК РСФСР к расстрелу.

В аналогичной обстановке оказался и Черноморский флот. 29 и 30 апреля 1918г. революционно настроенные офицеры и матросы, отказавшиеся сдать германскому командованию свои корабли, под обстрелом немецких батарей увели из Севастополя в Новороссийск часть боевых кораблей флота: линейные корабли “Воля”, “Свободная Россия”, 9эсминцев и 5миноносцев. 1 мая 1918г. немцы заняли Севастополь. Главнокомандующий германских оккупационных войск генерал Эйхгорн ультимативно потребовал немедленного возвращения флота в Севастополь. В противном случае он угрожал продолжением наступления по побережью и захватом Новороссийска. “Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно. Председатель СНК В.Ульянов (Ленин). 28мая 1918г. - телеграмма такого содержания была отправлена в Новороссийск из Москвы. Мнения экипажей разделились.

Командир линкора “Воля” капитан 1-го ранга А.И.Тихменев, временно исполнявший должность командующего флотом, эсеры и украинские националисты агитировали экипажи за сохранение кораблей, возвращение их в Севастополь и подъем желто-голубых флагов Центральной рады. Большевики склоняли личный состав к затоплению своих кораблей. 17июня линкор “Воля”, пять эсминцев и два миноносца направились к выходу из Цемесской бухты. На мачте эсминца “Керчь” по приказанию его командира В.А.Кукеля (которого вскоре расстреляли большевики) был поднят сигнал: “Судам, идущим в Севастополь. Позор изменникам России”. Очевидно, это произвело впечатление только на экипаж эсминца “Громкий”-на нем открыли кингстоны и он первым из кораблей Черноморской эскадры опустился на дно Цемесской бухты. На рассвете 18июня оставшиеся корабли были выведены на внешний рейд Новороссийска с помощью буксиров и миноносца “Лейтенант Шестаков”. На их мачтах были подняты сигналы: “Погибаю, но не сдаюсь!” Матросы, собравшиеся на стенках причалов, сняли бескозырки. “Керчь” первым торпедировала эсминец “Пронзительный”, вскоре раздался взрыв на “Калиакрии”, а вслед за ней начали погружаться в воду остальные корабли, на которых открыли кингстоны. Последним эсминец “Керчь” пятью торпедами потопил линкор “Свободная Россия”.

Эскадренный миноносец вышел в направлении Туапсе и 19июня на траверзе Кадошского маяка, сообщив по радио: “Всем. Погиб, уничножив часть судов Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии”, - был затоплен экипажем.

Корабли Черноморского флота, возвратившиеся в Севастополь, участвовали в составе врангелевской армии в борьбе с большевиками. Осенью 1920г. они навсегда покинули Севастополь и направились в Константинополь, а затем в Бизерту. Бизертская эскадра спустила Андреевские флаги в 1924г., когда Франция признала Советскую Россию и установила с ней дипломатические отношения.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое по технологическим наукам

Ли де Форест и первые шаги электроники
Гении прокладывают дороги в науках, а люди, обладающие умом и вкусом, разравнивают и украшают их. Улучшение дорог следует рекомендовать, для того чтобы лучше переходить с одной стороны на другую. Г. К. Лихтенберг (1742–1799) Какой нации не хотелось бы назвать одного из своих сыновей из ...