Естествознание и техника в Росиии XX в.

КРЖИЖАНОВСКИЙ ГЛЕБ МАКСИМИЛИАНОВИЧ (1872–1959)

Организатор производства, ученый-энергетик, академик (1929), вице-президент АН СССР (1929–1939).

В 1920 г. возглавлял Комиссию по электрификации России (ГОЭЛРО). В 1921–1930 гг. руководил Госпланом, с 1930 г. был директором организованного по его инициативе Энергетического института АН СССР.

В своих научных трудах ("Основные задачи электрификации России", "Введение к Плану электрификации РСФСР" и других) разработал вопросы энергетического баланса и развития энергетических систем, основы энергетики и электрификации отраслей народного хозяйства, проблемы энергетических ресурсов.

Принимал активное участие в революционном движении России. Соратник и друг В. И. Ленина. Автор революционных песен "Варшавянка" ("Вихри враждебные"), "Беснуйтесь, тираны" и др.

КУРЧАТОВ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ (1903–1960)

Физик, организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР, академик (1943), лауреат Ленинской (1957) и Государственных (1942, 1949, 1951, 1954) премий.

С 1930-х гг. работал в области ядерной физики, изучая ядерные реакции, обусловленные быстрыми и медленными электронами. В 1943 г. организовал Лабораторию № 2 АН СССР, в которой были развернуты исследования по атомной энергии, в частности по осуществлению цепной ядерной реакции. В 1955 г. Лаборатория была преобразована в Институт атомной энергии, который возглавил Курчатов. С 1943 г. руководил исследованиями по овладению ядерной энергии. Совместно с группой ученых осуществил в декабре 1946 г. запуск первого советского уран-графитового реактора. участвовал в разработке и запуске последующих более мощных ядерных ректоров, оставаясь научным руководителем работ по созданию в стране атомной промышленности и техники. Под его руководством в СССР развивались исследования в различных областях ядерной физики, создавались атомная (1949) и водородная (1953) бомбы, была введена в действие (1954) первая в мире атомная электростанция.

КРЫЛОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1863–1945)

Кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН (1916), лауреат Государственной премии (1941).

Автор многочисленных основополагающих трудов по теории корабля. Так, в 1894 г. он опубликовал работу, в которой изложил приемы вычисления основных характеристик корабля — плывучести и остойчивости. В 1885 г. появилась его работа по качке корабля, с которой связаны теория стабилизации корабля и создание устройств для уменьшения качки корабля. В 1908 г. им был издан первый в мировой науке курс "Вибрации судов". Крылов был участником проектирования и постройки первых русских линкоров. Он внес большой вклад в решения основных технических вопросов военного и гражданского судостроения. Его перу принадлежат труды по теории магнитных и гироскопических компасов, артиллерии, механике, математике, истории науки. Он создал целый ряд корабельных и артиллерийских приборов.

В 1919 г. Крылов был назначен начальником Военно-морской академии. В это время при ней открылись курсы для подготовки командного и инженерно-технического состава.

Преподавание — одна из граней деятельности Крылова. Другая грань этой деятельности — перевод на русский язык трудов зарубежных ученых. Им были переведены работы И. Ньютона, Л. Эйлера и др. Третий вид научно-популяризаторской деятельности Крылова — написание научно-популярных книг и статей для широкого круга научных и инженерных работников. Их было немало: "Физика в морском деле", "Исторический очерк развития русского флота", "Некоторые случаи аварий и гибели судов" и др. Писал он и научно-биографические статьи о жизни и деятельности замечательных ученых прошлого и настоящего: Галилее, Ляпунове, Чебышеве, Стеклове и др. Последняя незаконченная работа Крылова была "История открытия планеты Нептун".

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое по технологическим наукам

Закон Ленца
В развитии современных средств связи основополагающую роль сыграли открытия в области электромагнетизма, сделанные в XIX в. учеными разных стран – М. Фарадеем, Д.К. Максвеллом, Г. Герцем. После открытия Фарадея многие явления, связанные с электромагнитной индукцией, оставались недостаточно яс ...