Николай Аполлонович Белелюбский

Выдающийся инженер российских мостов

Николай Аполлонович Белелюбский (1.(13.) III. 1845, Харьков – 4. VIII. 1922, Петербург) — выдающийся проектировщик и строитель мостов, крупный ученый в области строительной механики. В 1867 г. он окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, а с 1873 г. являлся профессором этого института.

Начало инженерной деятельности Н. А. Белелюбского совпало с началом развития строительства больших мостов с металлическими пролетными строениями, что было связано с необходимостью изучения ферм и исследованием свойств строительных материалов. Его первая работа в этой области — участие в перестройке 48 мостов Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. Здесь Белелюбскому принадлежит приоритет в разработке способа замены деревянных мостов железными без перерыва движения.

Н. А. Белелюбский ввел много важных изменений в мостостроение, ряд из которых получил признание в мировой практике. Так, им были внесены существенные улучшения в двухраскосную систему пролетных строений, после чего она получила широкое применение. В 1888 г. он разработал так называемый русский тип прикрепления поперечных балок — свободно опирающиеся поперечные балки с устройством при них в горизонтальных связях особых поперечных распорок или жестких, трубчатого сечения, диагоналей. При постройке моста через Волгу он впервые применил свободное опирание балок на балансиры; модель этой конструкции была удостоена золотой медали на выставке в Эдинбурге в 1890 г. Впервые в мире он предложил мостовые фермы с двумя перекрещивающимися системами раскосов и с одной стойкой посредине пролета (1888) и фермы с решеткой из равнобедренных треугольников (1890). Ему же принадлежит новый принцип определения отверстия мостов, то есть свободной длины моста между опорами, необходимой для безопасного пропуска воды под мостом.

За полувековую деятельность Н. А. Белелюбского лично им или при его ближайшем руководстве было спроектировано более ста железнодорожных и шоссейных мостов и тоннелей. Наиболее известные среди них — сызранский (в то время самый длинный в Европе) и свияжский мосты через Волгу, мост через Днепр около Екатеринослава (ныне Днепропетровск), мосты через Обь и Ингулец и т. д.

Большое значение имеют работы Белелюбского по изучению и введению в строительную практику новых материалов. Так, он первый поднял вопрос о целесообразности применения литого железа в пролетных строениях мостов и добился того, что в 1883–1887 гг. литое железо отечественного производства было применено для мостов на четырех железных дорогах. Поскольку среди российских инженеров и строителей существовало недоверие к отечественному цементу и считалось возможным использовать для наиболее ответственных построек только английский цемент, ученый провел исследование свойств цементов русских заводов и доказал, что по своему качеству они не уступают английским. В начале 1890-х гг., когда в строительстве появился новый материал — железобетон, он многое сделал для его изучения и применения.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Происхождение «Геологии старой Земли» и ее влияние на жизнь в XXI веке
Сегодня мало кто сомневается в том, что вселенной и земле – миллионы лет. Но так было не всегда, и ныне число людей, отвергающих эту идею, быстро растет. Идея о том, что земле очень много лет, получила развитие в XIX веке благодаря геологии и встретила отпор со стороны группы христиан – как ученых ...