Андрей Чохов - литейных дел мастер

Имя замечательного пушечного мастера Андрея Чохова (XVI в. — 1629) связано с развитием на Руси литейного производства. Согласно летописным свидетельствам, уже в X в. были освоены и распространены технологии изготовления колокольных отливок. Опыт литья колоколов способствовал зарождению и развитию пушечного дела. К концу XIV в. Московское и Тверское княжества, Псков и Новгород имели собственную артиллерию. Находившиеся на вооружении медные и железные пушки, мортиры, пищали, тюфяки, самострелы играли исключительную роль в обороне страны от польско-литовских захватчиков, отражении набегов крымских татар, взятии Казани, покорении Сибири. Главным промышленным центром по созданию орудий был Пушечный двор в Москве, располагавшийся на реке Неглинной возле Рождественской улицы. После пожара 1547 г. был построен новый Пушечный двор, а вскоре возведены Гранатный и Деловой дворы.

По совершенству конструкций и важнейшим огнестрельным характеристикам орудия московских пушкарей превосходили западноевропейские образцы. Русская артиллерия вызывала изумление и трепет у иностранцев. Наибольшее впечатление на них производили габариты пушек. Немецкий посланник при дворе Ивана Грозного И. Кобенцель доносил: "Некоторые из орудий так велики, широки и глубоки, что рослый человек в полном вооружении, стоя на дне орудия, не может достать его верхней части. Один немец, бывший самовидцем, сказывал мне, что при осаде Полоцка не более как от троекратного залпа этих орудий рушились стены крепости, впрочем весьма сильно и гром от орудий столь ужасен, что небо и земля, казалось, готовы были обрушиться". Участник польской интервенции в России (1609–1612 гг.) Самуил Маскевич в своем дневнике отмечал, что видел в Москве среди рынка мортиру, влезая в которую слуги "…человека по три играли в карты под запалом, который служил им вместо окна".

Успехи пушечного дела на Руси связаны с развитием отечественной школы литейщиков. Свидетельства прошлого донесли до нас имена 33 мастеров времен Ивана Грозного. Наибольший след оставило творчество Андрея Чохова.

Биографические данные о мастере отсутствуют, но сохранилось главное — отлитые им пушки и колокола. Первые "разруху учиняющие махины-дробометатели" были изготовлены Чоховым под руководством известного оружейника Кашперова. Пора ученичества длилась несколько лет, и начальные пробы молодого литейщика представляли собой небольшие и простые по конструкции отливки.

Переход подмастерья того времени к самостоятельному литейному делу был важным этапом в становлении оружейника, поскольку в его обязанности входили: разработка конструкции пушки, подготовка формовочного материала и изготовление формы, приготовление литейного сплава, отливка орудия и испытания его. А. Чохов успешно освоил все тонкости ремесла и уже через 7 лет после первого ученического опыта, в 1575 г., самостоятельно отлил пушку под названием "Лисица". В 1577 г. он изготавливает орудие "Единорог". Затем пушечных дел мастером было отлито еще несколько орудий — "Перс" (1586), "Лев"(1590), "Троил" (1590), "Аспид" (1590) и др., — сыгравших заметную роль в обороне российских земель.

Вершиной литейного мастерства Чохова явилась изготовленная в 1586 г. Царь-пушка, или Дробовик — "длина 71,2 аршин, весом 2400 пудов, отверстие 1 аршин 4,75 вершка, вес заряда 30 пудов". Это была уникальная по размерам и красоте пушка.

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Искусственное освещение
условия видимости, сохранить хорошее самочувствие человека и уменьшить утомляемость глаз. При искусственном освещении все предметы выглядят иначе, чем при дневном свете. Это происходит потому, что изменяется положение, спектральный состав и интенсивность источников излучения. История искусстве ...