Японские мечи - шедевры техники и искусства средневековья

Если обратиться к истории Японии, то видно, что с 527 по 842 год в стране произошло девять крупных войн, не считая множества мелких, а это требовало большого количества оружия. Так создавались благоприятные условия для совершенствования техники его производства, особенно мечей, которые в то время были основным видом вооружения воинов-самураев.

Необходимы были мечи, которые хорошо рубят, не гнутся и не ломаются от ударов. Оружейные мастера, основываясь на опыте, постепенно находили способы изготовления таких мечей. В мирное же время оружейники становились простыми кузнецами и изготавливали сельскохозяйственный инвентарь, одновременно совершенствуясь в этом мастерстве.

До настоящего времени сохранилось немало мечей, созданных великими японскими мастерами-оружейниками. Обычно такие мастера находились на службе у вельмож и производили единичные экземпляры превосходных мечей. Для рядовых же воинов изготавливали простые мечи, не отличавшиеся хорошим качеством, не требующие больших трудозатрат и дешевых в изготовлении.

В те времена поединки происходили между воинами, одетыми в доспехи, и меч должен был не столько хорошо резать, сколько наносить рубящий удар, а поэтому быть прочным и не ломаться. Для изготовления таких мечей больше всего подходила мягкая сталь, но такой меч от удара гнулся. Поэтому родилась идея изготовления слоеного меча, у которого сердцевина состоит из мягкой, упругой стали, а режущая поверхность - из твердой стали. Для этого готовили два вида разных по содержанию углерода стали, которые выковывали в форме полосы. Полосой с более высоким содержанием углерода охватывали полосу с более низким его содержанием, затем ковали до тех пор, пока обе составляющие не сваривались между собой и не образовывали сплошной кусок металла, т. е. то, что сейчас мы называем биметаллом (Рис.1). Если такой меч подвергнуть соответствующей термообработке, т.е. закалить и отпустить, то он получается не затупляющимся, прочным, не гнущимся и не ломающимся. Для того чтобы вести частичную закалку, прибегали к способу, при котором перед нагревом часть меча, не требующей закалки, обмазывали глиной и тем самым варьировали скоростью охлаждения по сечению.

Древние мастера неплохо умели варьировать содержание углерода в стали, науглероживая ее древесно-угольным порошком или выжигая его из металла, омывая потоком воздуха в процессе нагрева под ковку. Все это мастерство передавалось мастерами разных школ из поколения в поколение, от учителя к ученику. Чтобы придать стали нужные свойства, ее надо обрабатывать в строго определенном интервале температур. В те времена, когда не было никаких измерительных приборов, полагаться можно было только на глазомер и интуицию. Для объективной оценки параметров требовались не только богатый опыт, но и определенные условия, позволяющие уменьшить вероятность ошибок. Чтобы снизить погрешности в оценке состояния металла, обусловленные физиологическим и психологическим состоянием мастеров, последние соблюдали пост, омывались перед работой, работали в парадной ритуальной одежде. Уделялось большое внимание внутреннему убранству мастерской, которая, украшалось ритуальными атрибутами. Все эти факторы помогали мастерам сосредоточиться на работе и уменьшить влияние внешнего воздействия на происходящий процесс. Именно то, что объектом производства является меч, от качества которого зависело не только выполнение служебного долга его будущего владельца-воина, но и его жизнь, заставляла оружейников принимать все меры, обеспечивающие изготовление превосходных изделий.

К 800 - 900 годам технология производства мечей почти достигла вершин совершенства. Этому способствовало и частые междоусобные войны, требующие хорошего оружия, а также многочисленные переселенцы из Кореи, среди которых было немало отличных кузнецов. Одновременно происходило и совершенствование формы мечей. От простого клиновидного профиля стали переходить к более прочному пятигранному(рис. 2), который со временем также стал принимать более рациональную форму, позволяющую уменьшить вес клинка, не снижая его прочность. Форма конца клинка также подверглась изменению, удовлетворяя не только практические, но и эстетические запросы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Искусственное освещение
условия видимости, сохранить хорошее самочувствие человека и уменьшить утомляемость глаз. При искусственном освещении все предметы выглядят иначе, чем при дневном свете. Это происходит потому, что изменяется положение, спектральный состав и интенсивность источников излучения. История искусстве ...