История производства и техники

Историю техники мы должны начать с наших далеких предков - презинджантропов, живших более миллиона лет назад в Африке. Эти человекообразные существа разбивали камни и использовали образующиеся острые края. Более развитые человекоподобные - архант-ропы (питекантропы) изобрели ручное руби-ло, оббитое с обеих сторон для образования режущего края. В дальнейшем в дело пошли и осколки, из которых изготавливались скрёбла, наконечники и т. д. Особенно усилился техни-ческий прогресс после появления человека со-временного типа - Ното $ар1еп$ (около 40 ты-сяч лет назад). Наряду с камнем люди начали использовать кость; появились разнообразные сложные орудия. почему потемнел мед в банке

К концу верхнего палеолита (около 15 тысяч лет назад) человечество вплотную подошло к первому в своей истории экологическому кри-зису, связанному с уменьшением численности крупных животных, на которых охотились лю-ди. Пришлось искать способы преодоления этого кризиса. В результате возникло рыбо-ловство, были изобретены лук и стрелы, по-зволявшие охотиться на мелкую и проворную дичь. Появление лука и стрел считают гранью, отделяющую верхний палеолит отмезолита. В эпоху мезолита появилось первое домаш-нееживотное - собака, которую первоначаль-но, по-видимому, использовали в качестве ис-точника мяса. Однако лишь переход от охоты к земледелию и скотоводству позволил челове-честву решить вставшие перед ним проблемы.

Изучение техники первобытной эпохи предпола-гает формирование у школьников отчетливых представлений о различных видах орудий, использовавшихся древнейшими людьми(этиорудияупо-минались на уроках истории древнего мира, но к IX классу ученики, конечно же, успели забыть, чем скребло отличается от рубила, какими орудиями пользовались питекантропы, а какими - неандертальцы, и т. п.). Переход к производящему хозяйству знаменует собой начало нового исторического этапа - неолита развитие техники заметно ускорилось. Недаром этот переход называют неолитической революцией.

На уроках, посвященных технике и технологии неолитических времен, школьники знакомятся с концепцией центров происхождения культурных растений, предложенной Н. И. Вавиловым, обсуждают известные с древности способы обработки земли, пути поддержания урожайности. Анализируются особенности подсечного земледелия, земледелия в поймах крупных рек, орошаемого земледелия. Подчеркивается роль древних государств в поддержании мелиоративных систем. Излагается также материал по истории скотоводства.

После возникновения древних государств все более значимым фактором технического прогресса становится война. Побеждает тот, у кого лучше оружие; потребности в более со-вершенном оружии определяли развитие тех-нологии, прежде всего в металлургии. С медью человек познакомился в начале не-олита. Главным достоинством этого металла в те времена была его пластичность при нагре-вании; кусок меди легко изменял свою форму по воле мастера. Первоначально использова-лась самородная медь, затем научились пол-учать медь, восстанавливая углем окисленные минералы, например малахит. Позднее, уже в III тысячелетии до н. э., медь начали выгшав-лять из основного современного сырья - сульфидных руд, добываемых в шахтах под землей (например из халькопирита).

Медные руды добывались во многих районах Средиземноморья: на Синае, на Пиренейском полуострове, на Кипре. От названия острова Кипр и пошло латинское название меди - Сoprum.

Медь, однако, слишком мягкая; из нее не-возможно изготовить ни прочного оружия, ни надежных орудий труда. Металлурги настойчи-во искали способ сделать медь твердой. Сча-стье улыбнулось мастерам Пиренейского по-луострова, где в горах добывался темный бле-стящий камень - касситерит, двуокись олова. При сплавлении касситерита с медью получал-ся твердый сплав меди и олова - бронза, при-годная для изготовления оружия.

Изобретение бронзы (около 2800 г. до н. э.) обеспечило мощный рывок в развитии военной техники. Вплоть до начала II тысячелетия до н. э. было известно только одно месторождение касситерита - в Пиренеях; его контро-лировали древнеегипетские фараоны. Касситерит не вывозили и Египет сохранял монопо-лию в производстве бронзы. Другие восточные владыки были вынуждены покупать бронзу втридорога. Восточные мастера очень активно искали заменитель бронзы. Медь сплавляли с самыми разными веществами, при этом было сделано много ценных и интересных открытий, но ни-чего подобного бронзе изготовить не удалось. Нужно было принципиально иное решение.

В середине II тысячелетия до н. э. в жизнь людей входит новый металл - железо. В самородной форме железо на Земле не встречается. Исключение - упавшие метео-риты. Однако метеоритного железа совершен-но недостаточно, и металл нужно выплавлять из руд (в основном окисленных). Это довольно сложный процесс. В древнем мире не было устройств, в которых можно достигнуть темпе- ратуры образования жидкого чугуна. На всех стадиях технологического цикла продукты ос-тавались твердыми. При сильном нагревании в руде образовывались зерна железа, которые приходилось выбивать вручную. В результате получалось так называемое кричное железо, содержащее мало углерода и потому мягкое. При нагревании полученного железа с углем и последующем охлаждении на его поверхно-сти образуется твердый слой стали. Железо становится закаленным, осталенным. Из тако-го железа можно было изготовлять оружие, не уступавшее бронзовому.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по технологическим наукам

Автомобиль и власть
В каждой стране, большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...