Оптический телеграф Клода Шаппа
|
В июне 1789 г. в Париж приехал некий священник Клод Шапп. Через несколько дней у заставы Этуаль он продемонстрировал свой телеграф, который был им назван “семафором”. Передача на 15 км была произведена удачно. Но Парижу тех дней, кануна великого взрыва французской буржуазной революции, было не до изобретателя и его телеграфа: первые опыты прошли совершенно бесследно, а принадлежности телеграфа были украдены.
Это не обескуражило Шаппа. Вернувшись с братьями, помогавшими ему производить опыты, на родину, в городок Брюлон, на юге Франции, он принялся за усовершенствование своего “семафора”. Но и здесь его ожидала неудача.
Крестьяне видели сооружения из каких-то досок, то поднимающихся” то опускающихся, и заподозрили священника, владельца машины, в тайных сношениях с врагами революции.
Возбужденные крестьяне уничтожили телеграфные постройки, а братьям Шапп пригрозили смертью, если те вздумают повторить свои подозрительные махинации.
Клод Шапп и тут не падает духом. Он снова приезжает в Париж и благодаря старшему брату, Урбану Шаппу, депутату Законодательного собрания, получает разрешение на постройку трех телеграфных станций: в Менильмонте, Экуане и Сен-Мартен дю Тер.
Расстояние между смежными станциями составляло 3 мили.
В числе депутатов оказался Г. Ромм, любитель физики и механики. Прочитав описание телеграфа Шаппа, он был восхищен его идеей и в своем докладе Конвенту от имени военного ведомства и комитета народного просвещения писал:
“Во все времена чувствовалась необходимость в быстром и верном способе сообщения на дальних расстояниях. Особенно во время войны чрезвычайно важно как на суше, так и на море немедленно извещать о событиях, передавать приказы, давать знать о помощи осажденным городам или окруженным неприятелем отрядам. В истории не раз упоминалось об изобретенных с такой целью способах, но они большей частью были оставлены по своей неполноте и трудности исполнения.
Новый изобретатель предлагает очень остроумный способ писать в воздухе, выставлять немногочисленные буквы, простые. как прямая линия, из которой они составлены, ясно различаемые одна от другой и передаваемые быстро и верно на больших расстояниях”.
Конвент отпустил средства на постройку телеграфной линии Париж—Лилль длиною в 210 км. Линия эта была готова к июлю 1794 г.
На линии было устроено 20 промежуточных станций. Каждая из них была оборудована вертикальной мачтой, напоминающей железнодорожный семафор. К концу мачты были прикреплены подвижные линейки. При помощи шнуров и блоков линейки могли принимать 196 различных положений, изображая не только все буквы, но я целые наиболее употребительные слова. Каждая станция обслуживалась одним или двумя работниками. Они наблюдали за соседней станцией в подзорную трубу и воспроизводили на своей мачте те сигналы, какие им передавал сосед.
Отсюда сигналы передавались дальше, и буква за буквой, слово за словом от одной станции к другой передавались депеши по всей линии.
Идея такого телеграфа не нова, еще римский военный писатель Вегеций Флавий описывает способ передачи известий при помощи поднимаемых и опускаемых балок. Около середины XVII в. по приказу английского адмирала герцога Йоркского (впоследствии английского короля Якова II) между морскими судами была установлена сигнализация флагами.
Заслуга Шаппа, однако, заключалась в том, что, взяв за основу идею оптического телеграфа, он разработал все детали, сконструировал и построил остроумную машину, которая точно и сравнительно быстро меняла подвижные линейки на мачтах. Шапп выработал условную азбуку, лично руководил постройкой линий, тянувшихся на сотни километров, и обучал обслуживающий персонал. Сходство между оптическим телеграфом Клода Шаппа и семафором римлян времен Вегецня Флавия ограничивается чисто внешними признаками.
Другое по технологическим наукам
Аграрные преобразования в СССР. Их последствия
В
начале августа 1953 года в своей речи в Верховном Совете Маленков провозгласил
новое направление в развитии экономики. Он говорил, что в прошлом было
необходимо думать прежде всего о росте тяжелой индустрии для создания
экономического могущества СССР и облегчения его военной безопасности; ныне
...