Оптический телеграф Клода Шаппа

1 сентября 1794 т. в Париже получили первую депешу по новому оптическому телеграфу Шаппа. Из Лилля извещали Национальный конвент: армия французской республики одержала победу над австрийцами. 210 км депеша прошла в 3 часа. Такая быстрота, невиданная для XVIII в., произвела на Конвент и на все общество огромное впечатление (впоследствии передача депеш из Бреста в Париж длилась 7 минут, из Кельна в Берлин — 10 минут). Национальное правительство создало в Париже телеграфное управление, назначив его главным начальником Шаппа, который получил звание телеграфного инженера.

Несколько лет спустя вновь построенными линиями телеграфа Шаппа воспользовался Наполеон. В апреле 1809 г., когда австрийцы заняли Баварию и осадили Мюнхен, в Париж было сообщено об этом по оптическому телеграфу. Наполеон быстро явился на выручку баварцев и очистил их страну от неприятеля.

О том, какое впечатление производил телеграф Шаппа на современников, свидетельствует печатаемый нами отрывок из романа Александра Дюма “Граф Монте-Кристо”. появившегося в 1845 г, когда оптический телеграф доживал последние годы.

“Мне иногда приходилось в яркий день, — говорил граф Монте-Кристо чете Вильфор, — видеть на краю дороги, на пригорке, эти вздымающиеся кверху черные коленчатые руки, похожие на лапы огромного жука, и всякий раз я глядел на них с волнением, уверяю вас, потому что я думал о том, что эти странные знаки, так четко рассекающие воздух и передающие за 300 миль неведомую волю одного человека, сидящего за столом, другому человеку, сидящему в конце линии за другим столом, вырисовываются на серых тучах или голубом небе только силой желания этого всемогущего властелина .”

Телеграф Шаппа имел, конечно, много недостатков: станции приходилось строить слишком близко одну от другой, при передаче на большие расстояния текст искажался.

Но главным недостатком оптического телеграфа была его зависимость от погоды: телеграф работал только в ясные дни.

И все же, несмотря на все свои недостатки, телеграф Шаппа произвел переворот в средствах связи. Он получил быстрое распространение не только во Франции, но и в других странах. В 1795 г. оптический телеграф был построен в Швеции, в 1796 г.—я Англии, в 1802 г.— в Дании, в 1832 г.—в Пруссия, в 1835 г.—в Австрии.

В России телеграф Шаппа с некоторыми усовершенствованиями был введен в 1833 г. и соединял Петербург с Варшавой. Эта линия работала довольно успешно. Для передачи небольшой депеши на расстояние 1 тыс. км требовался один час. Просуществовала эта линия около двадцати лет, когда была заменена линией электрического телеграфа Сименса.

Уже через год после открытия линии Париж—Лилль в Москве появилась брошюра “Полное и подробное описание телеграфа, или новоизобретенной дальнопишущей машины”. В ней высоко расценивалось “великое проворство” телеграфа Шаппа.

Оптический телеграф Шаппа существовал в Европе примерно до 40-х годов прошлого столетия. Им пользовались на первых порах и появившиеся в 30-х годах железные дороги, работа которых без быстрых сношений вдоль линии была немыслима. Да и нынешние семафоры являются упрощенной разновидностью того же оптического телеграфа Шаппа.

Когда Шапп был занят опытами, он был окружен всеобщими насмешками. Когда же его “семафор” получил, наконец, признание, нашлись люди, которые оспаривали первенство изобретения Шаппа, напоминая, что оптические сигналы применялись всеми культурными народами. Эти выпады сильно подействовали на впечатлительного Шаппа, и 23 июня 1805 г. труп его был найден в колодце. “Я решил покончить с собой, — писал Шапп,—чтобы избавиться от удручающего меня состояния духа. Я ни в чем не могу себя упрекнуть”.

Оптический телеграф Шаппа просуществовал около полувека и был вытеснен электрическим телеграфом. И. Будовниц. "Семафор Шаппа". "Техника молодёжи" 4 . 1937 год.

Перейти на страницу: 1 2 

Другое по технологическим наукам

Создатель уникальной шаболовской радиобашни
Среди образцов отечественного инженерного искусства особое место занимает Шуховская (как ее часто называют) радиобашня на Шаболовке, уже многие десятилетия украшающая архитектурный ансамбль Москвы. Стройное, устремленное ввысь, будто невесомое, металлическое сооружение, высотой более 150 м хор ...