Развитие морского флота от X до конца XVII столетия

Ослабленная со смертью Альфреда и снова испытавшая нападения Норманнов и Датчан, Англия со времени покорения ее Вильгельмом Завоевателем, во второй половине XI века, делается снова могущественною. Спустя 100 лет, Ричард Львиное Сердце, предприняв с Филиппом французским крестовый поход против неверных, морем отправились в Палестину. В первый раз британский флот оставил свои берега для дальнего, впрочем прибрежного плавания.

Хотя переход от галер к судам больших размеров делается особенно заметен не прежде XIV века, но уже в это время появляются попытки к увеличению судов, возвышением корпуса, в начале для большого помещения людей, затем для установки машин, метавших каменья. Во флоте Ричарда находилось уже несколько увеличенных судов. Замечательно, что, отправляясь в это плавание. Ричард издал, сколько известно, первое законоположение для поддержания порядка на флоте.

В начале XIII века Англия объявила требование об отдании почести британскому флагу, при встрече в ее водах. Всякое судно, отказавшееся от исполнения этого требования, объявлялось законным призом, даже в случае ежели нация, которой принадлежало это судно, находилась в мире с Англией.

В 1286 году является в первый раз звание Адмирала Английских морей, и в том же году впервые упоминается об Адмирале Франции. Впрочем, ни одно из этих государств не имело еще собственного флота: Франция, в случае надобности прибегала к найму судов, тоже делала и Англия, но только в дополнение к своим коммерческим судам, которые собирались в британских портах в случае войны. В 1268 году, в царствование Людовика IX, Франция, готовясь к высадке в Англию, наняла, между прочим, пятнадцать больших судов у Венецианской республики. Из сохранившегося договора о найме этих судов, видно, что три из них имели от 110 до 100 фут длины по палубе и от 40 до 25 фут ширины. Длина остальных двенадцати была 70 фут, а ширина 18 фут. Английские же суда вместительностью не превышали 80 тонн. О размерах галер можно судить по величине парусов, напр. на парус английской королевской галеры требовалось 200 ярдов парусины.

В 1339 году французский король Филипп Валуа снарядил против Англии значительный флот, состоявший большею частью из судов, нанятых у Генуэзцев. Флот противника его Эдуарда III состоял в то время из 730 судов; но из числа их 25 с 90 человеками экипажа принадлежали правительству, остальные были наняты или собраны из разных портов королевства. Таким образом, как в это время, так и в продолжение двух последующих столетий, английская морская силы содержались не на счете правительства, но вместе с экипажем выставлялись, в случае надобности, приморскими городами, в количестве, сообразном с торговым значением каждого порта. Удачные действия Эдуарда III на долго лишили Францию звания военной морской нации.

В начале XIV столетия введен в употребления руль, в замену двух больших весел, прикрепляемых доселе к обеим сторонам судна.

Изобретения компаса и пороха, ознаменовавшее начало этого столетия, представляет эпоху в истории мореплавания. Впрочем влияние первого изобретения не породило таких быстрых успехов в кораблестроении, какие последовали после открытия второго. Несостоятельность галер обнаружились при плавании в Атлантике, и еще в XIII веке верфи Генуи и Венеции занимались постройкою судов увеличенных размеров, на случай спроса иностранцами. Порох, почти немедленно вошедший в употребление, еще более способствовал, к увеличению размеров судов.

С этих пор появляются мореходные суда различных наименований, точное определение которых остается невозможным. Нави, служившая общим выражением большого мореходного судна, галеон, каррак, каравелла, когъ и т. д. представляются боевыми судами под названием кораблей и грузовыми для отдаленных плаваний.

О величине и форм судов того времени можно судить не иначе как по сохранившимся медалям, скульптурным произведениям и по грубым картинам. Данные эти так скудны, что во многих отношениях скорее затемняют, чем уясняют дело. Не смотря все это, можно вывести почти несомненное заключение, что английские суда, называвшиеся кораблями, в царствование Эдуарда III, были короче галер и имели нос и корму значительно возвышенными против средней части судна, которое по этому представляло вид очень сходный с полумесяцем. Суда, большею частью, были одномачтовые; две мачты или более представляли редкость. Реи с квадратными парусами, спускались на палубу всякий раз, когда судно становилось на якорь, следствии этого оснастка была самая простая. Искусство лавировки, или плавание иначе как с прямым попутным ветром, есть достояние уже времен последующих.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Создатель уникальной шаболовской радиобашни
Среди образцов отечественного инженерного искусства особое место занимает Шуховская (как ее часто называют) радиобашня на Шаболовке, уже многие десятилетия украшающая архитектурный ансамбль Москвы. Стройное, устремленное ввысь, будто невесомое, металлическое сооружение, высотой более 150 м хор ...