Просвещение и культура.

Появляются новые идеи и течения в литературе, живописи, музыке и театре. На все эти виды искусства наложен идейный отпечаток, каждое литературное или музыкально произведение несет идеологич ескую окраску самых ярких красных тонов. Тех, кто выбивается из этой общей канвы, убивают или травят, как травили Булгакова, как убили Гумилева.

В принципе, искусство -- это уже не моя тема, поэтому буду я только в общих чертах набросаю картину культурной жизни столицы в 20-30-е годы.

Наибольшее значение для литературной жизни Москвы имело проведение Первого всесоюзного съезда советских писателей (17 августа 1934 г.) и создание Союза советских писателей. Председателем Союза стал Максим Горький. В 20-30-е годы отношение к литературе меняется, ее рассматривают не только как вид искусства, но и как (опять!) идейное оружие, чему прекрасным примером могут послужить стихи В.Маяковского. Чтобы яснее выразить эту мысль я просто скажу, что в 1920 г. он выступал докладчиком на диспуте на тему: "Поэзия -- обрабатывающая промышленность".

Особо мне хочется оговорить такой вид литературы, как журналистика, т.к. это имеет большое значение для описываемого периода. Вся печать того времени была централизованна, находилась "под оп %кой" какой-нибудь партийной организации и проводила только официальную линию правительства. Существовала строгая предварительная цензура. Быть главным редактором тогда означало ходить по лезвию ножа: никогда не знаешь, в чем вдруг будет усмотрен саботаж или подстрекательство к контрреволюции. Например, редактора и сотрудники "Московских новостей" менялись постоянно по той п `ичине, что их попросту расстреливали. Дело в том, что газета предназначалась для американских рабочих, и ее задачей было показать, что жизнь в СССР прекрасна. Сделать ошибку в таком тонком де +е было очень просто, а исправить ее --невозможно.

Не столь быстро отразилась революция на театральной жизни Москвы. Так, основу репертуара Большого театра в 20-е годы по-прежнему составляла русская классика: "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Пикловая дама" и т.д. Из новых театральных постановок того времени можно назвать "Красный мак". Зато всего через пять-дес ять лет на сценах московских теартров уже шли премьеры: "Человек с ружьем", "Оптимистическая трагедия", "Враги".

Большее значение приобретает музыкальное искусство. Теперь оно массовое, популярное. Конечно, 20-е годы были временем становления советской симфонической музыки, и многие композиторы, не под даваясь веяниям времени, продолжают классицистические музыкальные традиции, другие превносят в музыку революционные мотивы ("Траурная ода" А.А. Крейна, посвященная смерти Ленина, и "Симфонический монумент 1905-1917" М.Ф. Гнесина). Но гораздо более популярными были чисто массовые песни типа "Расстрел коммунаров", "Смело в бой мы пойдем", "Гулял по Уралу Чапаев-герой", позднее -- песни из по пулярных кинофильмов. Для 20-х годов были характерны многочисленные кружки хорового пения, и пелась в таких студиях никак не классика, а революционные песни вроде "Варшавянки".

Но важнейшим из искусств действительно становится кино, а кинофильмы (как и все произведения всех видов искусства) очень ярко идейно окрашены. Впрочем, в условиях культурной революции это естественно.

Уже в 1919 г. в столице была создана 1-я Государственная киношкола, позже Всесоюзный государственный институт кинематографии.

Послереволюционные советские фильмы носили хроникальный характер. Таковы были первые работы Э.Тиссэ, Д.Вертова, С.Эйзенштейна. Наиболее известен "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна, до сих пор считающийся классикой мирового кинематографа.

Первым советским звуковым фильмом была картина "Путевка в жизнь", снятая на киностудии "Мосфильм" режиссером Н.К. Экком в 1931 г. Фильм имел огромный успех: за полтора года после премьеры его пос ,отрели сотни тысяч зрителей не только СССР, но и еще 27-ми стран, а на первом Международном кинофестивале в Венеции (1932 г.) он был включен в число лучших работ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Чудодей электричества
К 140-Летию со дня рождения Ч. П. Штейнмеца Со смертью Штейнмеца мы потеряли выдающуюся фигуру в мире электричества. В нем гениально сочетались оригинальные идеи со способностью предвидеть их практические результаты. Предложенные им математические методы в корне изменили направления разви ...