Введение в ХХ век. Что такое модернизация

11. Появление индустриального общества оказало влияние и на международные отношения. Речь идет о появление нового субъекта (участника) международного права: нации и национального государства. Сразу следует оговорить, что понятие нации есть прямой результат процесса модернизации, и говорить о нациях в аграрном обществе не имеет смысла. В определении этого понятия нужно сослаться на английского ученого Эрнеста Геллнера и его книгу "Нации и национализм".

До сих пор во всех известных нам отечественных изданиях за редким исключением авторы опираются на восходящее к "наркомнацу" И. Сталину мнение об определяющей роли хозяйственной жизни в образование нации. Дело, однако, отнюдь не в общности хозяйственной жизни. Это обстоятельство, конечно, следует учитывать, но, например, в Австро-Венгрии столетия общей экономической жизни к формированию австро-венгерской нации не привело.

Как мы уже видели, главная социальная характеристика индустриального общества состоит в его анонимности и мобильности. Анонимность общения предполагает его формализованность. Если аграрное общество в силу изолированности и локализованности социальных групп рождало массу диалектов и социолектов (жаргонов),и единая в рамках государства культура и письменный язык были просто не нужны, то общество индустриальное требует для обеспечение формализованного анонимного, а следовательно - единообразного, общение единой высокой нормативной письменной культуры, то есть того, что называется литературным языком.

Такое единство культуры может обеспечить только определенный минимум ВСЕОБЩЕГО образования, в системе которого человек и получает навыки формализованного анонимного общения и другие знания необходимые в индустриальном обществе. Вполне понятно теперь, почему в аграрном обществе не была нужна в массовом масштабе элементарная грамотность, и почему крестьяне вполне удовлетворялись устной речью. В старом обществе каждая социальная группа - община, сословие и т.д. вырабатывала свою собственную культуру (достаточно вспомнить пример русского дворянства XVIII - XIX веков, которое в бытовом общении даже не использовало русского языка; не менее примечателен пример средневекового католического духовенства). При этом этнос как носитель единства, тем более политического, не воспринимался, эта функция выполнялась религиозными или государственными институтами. Единственной силой, способной обеспечить всеобщее формальное образование, является государство. Таким образом создается единая высокая культура под государственной "крышей".

А это порождает феномен НАЦИОНАЛИЗМА, то есть политическое движение и идеологию, ориентированную на поиск такой "крыши" для определенной культурной группы. То есть национализм есть стремление к совпадению культурных (этнических) и государственных границ. Национализм мог быть как объединительным (Германия и Италия в середине прошлого века) или разделительным (национальные движения в Австро-Венгрии в это же время). Национализм может иметь своим объектом как границы политические (стремление к объединению), так и границы культурные (стремление к ассимиляции других культур в той же Австро-Венгрии, например, или России).

Таким образом, легко определить сам феномен нации, что обычно вызывает довольно большие трудности в школе. Прежде всего, необходимо учитывать, что, вопреки распространенному мнению, не нации порождают национализм, а в силу перечисленных факторов происходит наоборот: национализм создает нации. Национальное сознание, следовательно не "пробуждается" в XIX веке, а появляется. Понятие "нация" определяется тремя характеристиками. Во-первых, важна сторона объективная: единство культуры. Речь идет о единстве традиций, языка и т.д., причем имеется в виду высокая письменная культура. Таким образом, объективная сторона касается собственно этнической и культурной принадлежности. Во-вторых, нужно учитывать сторону субъективную: сознание единства данной большой группы людей. То есть мы являемся нацией в том числе постольку, поскольку признаем друг за другом такую принадлежность. Но, если учитывать только эти два признака, то можно дойти до абсурда, объявив нацией, например, русское дворянство. Поэтому для определения нации нужно ввести еще один, ключевой, признак. Раз национализм есть стремление получить для этноса государственную "крышу", то третьим признаком нации следует назвать единую государственность или стремление к таковой. Так например, евреи становятся нацией в полном смысле слова (а не религиозно-этнической группой) только тогда, когда возникает движение за создание еврейского государства - сионизм. Поэтому же многие малые народы Российского севера нациями не являются.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12

Другое по технологическим наукам

Япония в послевоенный период
В течение длительного исторического периода Япония развивалась, подвергаясь культурному влиянию таких стран-соседей, как Китай и Корея, и поддерживала связи [только] с этими странами. В XV-XVI вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, благодаря которым страна впервые соприкоснула ...