Краткая история развития морской авиации

И все же предложенные Л.М.Мациевичем и М.М.Конокотиным проекты были актуальными, а сообщения о них опубликованы в журналах “Морской сборник”, “Вестник воздухоплавания”, “Кронштадтский вестник”.

Зарождение морской авиации относится к марту 1910г., когда французский летчик А.Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 г. - первый полет на самолете-амфибии “Канар”. Первый в России поплавковый самолет в феврале 1911г. построил Я.М.Гаккель.

В 1912г. издательство “Воздухоплавание” выпустило первый научный труд, посвященный проблемам развития воздухоплавания. В 12-м выпуске, озаглавленном “Воздухоплавание в морской войне”, автор Н.А.Яцук, инженер-механик флота, затем летчик, писал, что, может быть, не так далеко время, когда одновременно с боем надводного флота при участии подводных судов над ними будут сражаться воздушные эскадры и победа одной из воюющих сторон в воздухе решит участь борьбы, что способность подниматься с воды и опускаться на нее - далеко не главное условие пригодности аэроплана к морской службе. Главным условием является способность аэроплана взлететь с корабля и опускаться на него и большой практический радиус действия.

В начале XXв. теоретические основы воздухоплавания рассматривались в работах Н.Е.Жуковского “Теория гребного винта с большим числом лопастей” (1907г.) и С.А.Чаплыгина “Результаты теоретических исследований о движении аэропланов” (1910г.). Вопросы воздухоплавания публиковались и в журналах “Спорт и наука” (Одесса), “Аэро- и автомобильная жизнь” (Петербург), “Автомобиль и воздухоплавание” (Москва). В 1909 г. начал работу первый в России самолетостроительный завод “Первое Российское товарищество воздухоплавания С.С.Щетинина и К°”, при котором был конструкторский отдел. В 1910г. в России произошли знаменательные события, среди них: первые публичные полеты летчика М.Н.Ефимова в Одессе на самолете “Фарман-4”; И.И.Сикорского в Киеве на первом русском моноплане Ф.И.Былинкина; перелет летчика Е.В.Руднева Петербург-Гатчина на самолете “Фарман-З”; привезенный в Россию военно-морским летчиком лейтенантом флота С.Ф.Дорожинским самолет “Антуанет” стал первым летательным аппаратом, поступившим на вооружение морской авиации.

В 1911г. Б.Н.Юрьев опубликовал классическую схему одновинтового вертолета с рулевым винтом и автоматом перекоса, Н.Е.Жуковский издал курс лекций “Теоретические основы воздухоплавания”.

В 1913г. производство аэропланов, в том числе гидросамолетов, было поставлено на промышленную основу во Франции, Германии, России, Италии и Англии. В России было создано пять авиационных заводов, и в том же 1913г. было построено уже 270 самолетов. В 1916г. заводы России выпустили уже 1850 самолетов. Хуже обстояли дела с моторостроением. В 1913г. свои первые моторы выпустили заводы “Гном” в Москве и “Мотор” в Риге. Однако основное количество моторов в тот период закупалось заграницей.

Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-1913гг. русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах. Например, Д.П.Григорович начал работы с модернизации французского самолета “Донне-Левек” и накапливал опыт конструирования на образцах М-1 - М-4. Весной 1915г. он создал удачную конструкцию гидросамолета М-5 (летающая лодка). Этот аппарат был построен серией из 300 самолетов. В конце 1915г. Д.П.Григоровичем создается еще более удачная летающая лодка М-9 для ведения воздушной разведки, вооруженная пушкой или пулеметом. Продолжительность ее полета составляла 5ч, скорость – 110км/ч. Летом 1916г. создан опытный образец морского истребителя лодочного типа М-II, скорость которого достигла 145км/ч.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

От проблем пустоты к проблемам электричества
В 1640 году великий герцог Тосканский решил устроить фонтан на террасе своего дворца и приказал для этого подвести воду из ближайшего озера с использованием всасывающего насоса. Приглашенные флорентийские мастера сказали, что это невозможно, потому что воду нужно было всасывать на высоту более 32 ...